«Страна зеркал». Кейичи Танаами. С 28 сентября по 18 ноября
Галерея Гари Татинцяна (Москва, Серебряническая наб., д. 19) представляет выставку выдающегося японского художника Кейичи Танаами, оставившего яркий след в развитии поп-арта и популяризации психоделического искусства в Японии послевоенных лет.
Кейичи Танаами родился в 1936 году в Токио, где пережил всю войну и американский авианалет на город в 1945 году. Впечатления девятилетнего мальчика легли в основу всего его творчества: темами работ Танаами стали война и бомбардировки, эротика и консюмеризм, а в более поздний период — философские рассуждения на тему жизни и смерти. Сюжеты его работ — мертвая золотая рыбка, переплетающиеся и завивающиеся в спирали деревья, рев американских самолетов, лучи прожекторов, охваченный огнем город, толпы бегущих людей, бомбы и взрывы — отражают образы из мира грез и детских воспоминаний.
В начале своей карьеры Танаами уделял особое внимание авангардному кино («Прощайте Элвис и Америка!», 1971), участвовал в хеппенингах Йоко Оно, снимал видео с Нам Джун Пайком, а также иллюстрировал модные журналы, создавал коллажи и традиционно писал маслом. В 1960-х годах, уже будучи успешным иллюстратором и графическим дизайнером, он принимал активное участие в развитии неодадаизма вместе с Усио Синохарой, Робертом Раушенбергом и Мишелем Тапи.
В 1967 году художник впервые посетил Нью-Йорк, где вживую увидел работы Энди Уорхола и был поражен возможностями, которые открывал для творчества мир дизайна и поп-арта, столь популярного в американском обществе потребления. «Это было время, когда Уорхол из иллюстратора, делавшего рекламу, превращался в художника, и я не только стал свидетелем того, как он ворвался в мир искусства, но и сам применял его метод. Мотивами его творчества становились современные идолы, он создавал композиции, совмещая кино, газеты и музыку рок-групп. Я был поражен, и он стал для меня настоящим образцом для подражания. Я решил, что, как и Уорхол, не стану ограничиваться только одним направлением, например только изобразительным искусством или только дизайном, и вместо этого попробую себя в различных направлениях», — рассказывает Кейичи Танаами.
Переняв опыт Уорхола, Танаами начал создавать смешанные жанровые композиции. Его яркие, красочные иллюстрации и дизайнерские объекты принесли художнику мировую славу. Он создает обложки для альбомов легендарных групп Monkees и Jefferson Airplane, а его постер No More War в 1968 году получил награду журнала Avant-Garge как лучший антивоенный плакат.
Благодаря выполненной в начале 1970-х серии эротических картин с участием голливудских актрис Танаами получил известность как художник с особым взглядом на американскую культуру. Эротизм у него отражает национальную специфику, а образы молодых девушек с почти архитектурной точностью отражены в картинах, фильмах и скульптурах. В 1975 году он стал первым арт-директором японского журнала Playboy и, чтобы посетить головной офис журнала, снова отправился в Нью-Йорк, где Энди Уорхол показал ему свою «Фабрику».
В 1991 году Танаами стал профессором Киотского университета искусства и дизайна, где воспитал целое поколение современных японских художников. Его творчество оказало влияние на таких художников, как Такаси Мураками, Табаймо, KAWS, и многих других.
Среди персональных проектов художника — Hammer Projects: Oliver Payne and Keiichi Tanaami в Музее Хаммера в Лос-Анджелесе (2017); No More War в Павильоне Шинкеля Шарлоттенбургского дворца в Берлине (2013) и на Art 42 в Базеле (2011); Still in Dream на Frieze в Лондоне (2010). Работы Танаами представлены в таких музеях и институциях, как Музей современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке (США), Институт искусств Чикаго (США), Национальная портретная галерея (США), Коллекция Фридриха Кристиана Флика (Швейцария), Музей визуальной культуры M+ (Гонконг), Музей города Кавасаки (Япония), Дрезденский музей современного искусства (Германия).
Подробнее на http://tatintsian.com/
«Скоро все наладится». Антон Тотибадзе. До 5 ноября
Totibadze Gallery (ЦСИ «Винзавод», Москва, 4-й Сыромятнический пер., д. 1/8) представляет новый проект Антона Тотибадзе. На первый взгляд может показаться, что в своих поисках художник полностью отказывается от сформировавшей его гастрономической жанровой традиции, но, приглядевшись, мы узнаем в извергающихся вулканах ранее дымящиеся на тарелке хинкали. Покрытая белой скатертью гладь обеденного стола сменяется голым арктическим ландшафтом. А все ностальгически-алкоголическое, что смешило, развлекало, мешало жить, насыщало и пьянило в прежних работах художника, остается на едва различимой голубой точке в бесконечном черном космосе. Именно в этом вакуумном пространстве внезапно начинаешь дышать полной грудью. Вокруг немного прохладно (минус 270 °C, если верить знатокам), постепенно замедляется кровообращение, что обрекает на неспешное созерцание происходящего.
Подробнее на https://www.facebook.com/totibadze.gallery
«Пять столетий русской иконы: традиции и новаторство». До 26 ноября
Около 100 уникальных русских икон XVI–ХХ веков различных регионов и техник, ранее не выставлявшихся в одном публичном пространстве, показаны в московской галерее JART (Москва, ул. Новый Арбат, д. 36, стр. 3, галерейный центр «Сфера», 1-й этаж). Выставка открывается иконой «Князь Владимир и первые русские святые Борис и Глеб», написанной в начале XVI века, в эпоху правления царя Ивана Грозного. Образ крестителя Руси князя Владимира и его сыновей, первых русских святых Бориса и Глеба, символически связывает выставку с началом христианства на Руси.
Экспозиция построена на ретроспективе пяти столетий и заканчивается иконой XIX века, являющейся эскизом Михаила Врубеля к росписи Владимирского собора в Киеве. Мраморный киот иконы создал ученик Виктора Васнецова, художник эпохи модерн Сергей Вашков. Часть икон на выставке экспонируется в божницах, выполненных знаменитыми резчиками Городца и Балахны, другие помещены в киоты, показывая, как иконы хранились в домах, часовнях и храмовом пространстве. На выставке также представлена подборка старопечатных книг, в том числе старинные фолианты, например Библия XVIII века. К выставке подготовлен и выпущен каталог.
Вход на выставку — 200 рублей. Часть средств, вырученных от продажи билетов, будет направлена в благотворительный фонд «Бюро добрых дел».
Подробнее на http://jart-gallery.com/
По материалам пресс-релизов.