В российский музеях хранится лишь одно произведение Хаима Сутина (1893 — 1943) — «Автопортрет» 1920–1921 годов из Эрмитажа. Около десятка работ художника участвовали в выставке «Парижская школа» в 2011 году, и еще несколько было показано в проекте, посвященном Музею искусства авангарда Вячеслава Кантора. Но в целом Сутин — художник, прежде у нас невиданный. А ведь половина современного мира (как минимум американские и британские художники-экспрессионисты) считает вклад Сутина не менее важным для искусства ХХ века, чем творчество Пабло Пикассо.
В ГМИИ приедет полсотни произведений, большая часть которых хранится в парижском Музее Оранжери, свой вклад внесли Центр Помпиду, Лувр, швейцарские, австрийские и английские музеи. Часть работ получена из западных и российских частных коллекций.
Под экспозицию выделили три зала, в которых обычно висит итальянская живопись (интерес проекту придает, кроме прочего, и то, что он идет одновременно с выставкой современного китайского художника Цай Гоцяна и экспозицией австрийских экспрессионистов Густава Климта и Эгона Шиле). Архитектурой выставки Сутина занимается Алексей Подкидышев, который выбрал для ее оформления насыщенный синий и фиолетовый (он уже работал в музее над выставкой Пиранези и экспозицией грузинского авангарда). А кураторы Клэр Бернарди из музея Орсе и Сурия Садекова из ГМИИ сосредоточились не только на авангардных качествах работ художника, но и на его стремлении к классицизму.
В каждом разделе: портреты, натюрморты, пейзажи — будут представлены не только работы Хаима Сутина, но и произведения старых мастеров и современных художников. «Голова старика» Фрагонара (1760-е) должна подчеркнуть, как внимательно Сутин, постоянно посещавший Лувр, изучал фактуру живописи предшественников. А рисунок с женской фигурой Виллема де Кунинга (1960-е) — показать, какое сильное влияние оказала эмоциональная живопись Сутина на американских экспрессионистов. Самым драматичным наверняка будет зал, посвященный натюрморту, — тут будет показано полотно Хаима Сутина из серии с разделанными бычьими тушами. Но самое удивительное сопоставление, пожалуй, ждет зрителей в зале пейзажа: контрапунктом к неуправляемым эмоциям и извивам сутинских деревьев и лестниц станет «Великодушие Сципиона» Никола Пуссена 1640 года — образец французского классицизма, идеальный до скучности. «Сутин, раздираемый эмоциями и создававший на первый взгляд хаотичные, беспорядочные пейзажи, неустанно искал классическую гармонию, — говорит куратор Сурия Садекова. — Будучи иностранцем, он упорно стремился не просто к полной интеграции во французскую культуру, а мечтал стать ее неотъемлемой частью. И, безусловно, именно в истинно французском стройном, рациональном творчестве Пуссена воплотилось все то, к чему стремился Сутин».
ГМИИ им. Пушкина
Хаим Сутин. Ретроспектива
С 24 октября 2017 по 21 января 2018