18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

В Санкт-Петербурге выбирают Музей блокады

№57
Материал из газеты

В первой половине октября подведут итоги международного архитектурного конкурса на лучший проект Музея обороны и блокады Ленинграда. В финал вышли три похожие друг на друга работы российских бюро и оригинальная идея архитекторов из Финляндии

В конкурсе на проектирование современного здания для Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда приняли участие девять архитектурных бюро из Германии, Норвегии, России и Финляндии. В финал вышли четыре проекта: «Студии 44», Архитектурной мастерской Мамошина, бюро «Земцов, Кондиайн и парт­неры» и финской компании Lahdelma & Mahlamäki Architects, подавшей совместную заявку с американской Ralph Appelbaum Associates (RAA). Последняя в России разработала музейное пространство Ельцин Центра в Екатеринбурге и львиную долю проекта Еврейского музея и центра толерантности в Москве. Объявить победителя архитектурного конкурса обещают в первой декаде октября.

О том, что одному из самых значимых петербургских музеев катастрофически не хватает площадей, говорили давно. Здание в Соляном переулке (д. 9), где музей открылся в 1944 году и откуда его буквально выкинули в годы послевоенных репрессий (музей и многие его сотрудники в 1949-м стали жертвами «Ленинградского дела». — TANR), частично вернулось к нему в 1989 году. Музей занимает здесь 800 кв. м, деля площади с Министерством обороны. В 2016 году была разработана концепция музейного квартала неподалеку от Смольного. По планам правительства к 2020 году эта территория будет освобождена от учреждений и передана городу, и именно там решено построить новый музей. В том же году город выделил под его проект 1 млрд руб. и запланировал выделять еще по 1,4 млрд руб. в последующие три года.

Согласно условиям конкурса архитекторам на площади в 25 тыс. кв. м требовалось создать музей нового типа, объединяющий постоянную экспозицию, пространства для временных выставок, зону приемов официальных делегаций, читальный и кинозалы, научно-исследовательский центр «Институт памяти», архив, библиотеку, фондохранилище. Кроме того, необходимо было учесть соседство со Смольным собором.

Из четырех проектов-финалистов три российских выделяются общей идеей, родившейся, видимо, из советского воспитания и идеологии: Ленинград — город-крепость. Эта идея — крепости, героической обороны — воплощена у всех петербургских авторов. Проект Мастерской Мамошина — самый яркий пример, гигантское здание, напоминающее и Колизей, и постройки Альберта Шпеера, нечто грандиозное, наводящее ужас на врагов и вызывающее трепет у всех остальных. Проект «Студии 44» Никиты Явейна (она занималась реконструкцией и реставрацией Главного штаба на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге) тоже использует набор средств, понятных с советских времен: курган, стелы, пропилеи. Бюро Земцова предлагает постройку, стилизованную под гигантскую артиллерийскую батарею. И только финский проект, названный авторами «Реквием», полностью отказывается даже от намека на пафос и милитаризм: над землей возвышается невысокий пологий холм, большая часть инфраструктуры музея убрана под землю, а вверх плавно и неагрессивно уходит крыло, или «нить жизни», — часть здания, где будет расположена экспозиция.

Организаторы конкурса обещают учесть мнение не только жюри, но и «голос народа». Горожане активно голосовали в выставочном зале Конногвардейского манежа, где были представлены проекты, а также на сайте правительства города и портале «Фонтанка.ру». Фаворитом в интернет-голосовании стал проект бюро «А.Лен» (не прошедший в финал по решению жюри), что совершенно понятно: это, во-первых, самый непафосный проект, а во-вторых, именно он самым деликатным образом вписался в окружающую застройку, перспективу Невы и соседство со Смольным собором. За ним идут проекты «Студии 44» и Мастерской Мамошина. Голосовавшие на выставке отдали предпочтение финнам.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
4
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
5
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
6
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
7
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+