18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Воспитание инвестора

№57
Материал из газеты

Столичное правительство выставило на аукцион ансамбль Императорского московского воспитательного дома. Полтора десятка исторических зданий вблизи Кремля ждут будущих покупателей

Впервые в новейшей истории столицы объекты культурного наследия продаются инвесторам вместе с уже готовой концепцией развития, которую разработало для этой территории АО «Моспроект» и утвердил Архитектурный совет города Москвы. «Благодаря инвестиционному проекту, — уверяет главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, — территория станет открытой, проницаемой для публики и, по сути, вернется в городской оборот».

Речь идет о гигантском даже по столичным меркам участке площадью 11 га в самом центре города. Из 33 расположенных на этой земле зданий 9 — объекты культурного наследия, 5 — ценные градоформирующие объекты. Все они приписаны к единому адресу: Китайгородский проезд, д. 9/5. В действительности же комплекс занимает целый квартал между Москворецкой набережной и Солянкой: с запада территория ограничена Китайгородским проездом, с востока — Устьинским проездом, переходящим в Большой Устьинский мост. Изначально восточной границей участка была стена Белого города, упраздненного в 1760-м. Из камня разобранной крепостной стены и стали возводить Московский воспитательный дом. В трещинах старой штукатурки эти камни видны и сегодня.

Третье сословие

«Екатерина II, императрица и самодержица всероссийская, для сохранения жизни и воспитания в пользу общества в бедности рожденных младенцев, а притом и в прибежище сирых и неимущих родильниц, повелела соорудить сие здание, которое заложено 1764 г. апреля 21-го дня» — такой текст выбит на закладной доске Воспитательного дома. Двадцать первое апреля было днем рождения государыни, сразу же передавшей в фонд строительства (средства собирали по подписке) 100 тыс. руб. и далее жертвовавшей каждый год половину этой суммы. На устройство Родильного института при Воспитательном доме 200 тыс. руб. дал Порфирий Демидов, ставший самым щедрым благодетелем. И почти 163 тыс. руб. из личных сбережений внес Иван Бецкой, первый директор заведения — он же президент Императорской академии художеств, личный секретарь императрицы, инициатор создания Смольного института и глава Комиссии по каменному строительству в обеих столицах. Иван Иванович и подсказал самодержице идею создания Воспитательного дома (впоследствии аналог московского заведения был открыт им и в Санкт-Петербурге).

Бецкой полагал, что через воспитание и образование детей, оставшихся без призора: сирот, подкидышей, незаконнорожденных младенцев, — возможно создать, вырастить третье сословие — среднее между привилегированным и податным, но свободное. Изначально было определено, что «все дети и их потомство» будут «на вечное время вольные». Свою романтическую идею Бецкой начал претворять в жизнь в 1767-м, когда архитектор Карл Бланк, автор вместе с Юрием Фельтеном проекта Воспитательного дома, построил вдоль набережной Москвы-реки его первое, западное каре.

По традиции раннего классицизма ансамбль включал три замкнутых корпуса-каре: западный для мальчиков, восточный для девочек и соединяющий их центральный. Западный и центральный корпуса вместе оказались самым длинным зданием в дореволюционной России (379 м вдоль набережной). А восточный корпус появился лишь полтора века спустя.

Сирот здесь не только содержали, лечили и обучали ремеслам — воспитанникам давали настоящее образование, из них готовили — да, плотников, портних и каретников, но и бухгалтеров, и инженеров (из открытого здесь первого ремесленного училища выросло со временем МВТУ им. Н.Э.Баумана), и хирургов. В 1799 году в Воспитательном доме открылся Повивальный институт и первый в стране педиатрический стационар.

В пожаре 1812 года Воспитательный дом уцелел благодаря служителям, опекавшим 600 сирот и оставленных здесь раненых, русских и французов. Что до архитектурного облика ансамбля, то, расположенный рядом с Кремлем, он всегда оставался украшением города. В 1817-м пост главного архитектора Воспитательного дома перешел к Джованни Жилярди, затем к его знаменитому сыну Доменико, и тот развернул строительство со стороны Солянки — возвел увенчанное колоннами здание Опекунского совета, который ведал попечительством Воспитательного дома, и Николаевское сиротское училище, а ограда со стороны Солянки увенчалась воротами со скульптурами Ивана Витали.

Чтобы оценить значимость этого места в московском культурном ландшафте, можно вспомнить, например, что Льюис Кэрролл, посетивший город в 1867-м, наряду с Кремлем, Воробьевыми горами и Высоко-Петровским монастырем заглянул и сюда. По другой версии, он и жил в гостинице на территории Воспитательного дома. «Нам не удалось его как следует осмотреть, — пишет автор «Алисы в Стране чудес», — так как директора не было, к тому же многие из старших детей находились в это время в деревне — в результате мы не увидели практически ничего, кроме множества длинных и узких дортуаров, уставленных кроватями, нянек да бесчисленных младенцев. Все малыши были чистенькими, ухоженными и веселыми». И этот дом все еще стоит.

Тропики под крышей

29 сентября 2017 года, уже после объявления о предстоящем аукционе, в памятнике случился пожар. Не слишком мощный и разрушительный. Телеканал «Москва-24», единственный новостной источник, посчитавший необходимым сообщить о пожаре, упомянул о быстро потушенном огне, пролитых водой этажах здания и промокших, но, судя по всему, уцелевших деревянных перекрытиях. Столкновение со стихией лишний раз напомнило о хрупкости прекрасного, хотя у памятника и прежде было не очень много шансов уцелеть.

После революции 1917 года Воспитательный дом был упразднен и переименован во Дворец труда. Его здания занимали профсоюзы, одновременно тут располагались Дом охраны младенца и Институт акушерства, позже объединенные в Институт педиатрии (работал в этом месте до 1962 года). В 1938-м здесь поселилась Военная академия, затем — Военная академия ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого, которой постепенно отошла вся территория.

В том же 1938-м архитектор Иосиф Ловейко взялся довести до финала проект Карла Бланка и закончить ансамбль. Он начал строить фасадное здание восточного корпуса — примитивную и очень приблизительную копию старого оригинала. Но в 1950 году, когда собрались возводить еще одну, самую большую высотку, Сталин предложил поставить ее на месте Воспитательного дома. Ловейко удалось оттянуть решающий момент, высотку начали было строить на месте нынешнего парка «Зарядье» (соорудили фундамент, на котором впоследствии стояла гостиница «Россия»). Памятник был спасен, а Ловейко достроил восточное каре.

Теперь невидимый миру памятник возвращается в городское пространство. Ансамбль дошел до нас не в идеальном состоянии: Министерство обороны, в ведении которого он находился, не слишком тратилось на него. Но это и хорошо: здесь не меняли перекрытия, не разрушали сводчатые потолки и чугунные лестницы. Счистив поздние наслоения и вернув частично утраченную лепнину, все можно восстановить. По закону оба каре и центральный корпус должны быть сохранены, но могут быть дополнены. Внутри восточного корпуса, на месте небольшого здания 1930-х годов, предполагается возвести новую постройку.

В целом арифметика будущего строительства такова: из общей площади строений, составляющей 125393,7 кв. м, сохранится 117280 кв. м, остальные же объекты, названные в документе Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы диссонирующими (это неряшливого вида служебные постройки 1970-х годов), снесут. Но и классицизм не оставят в покое. Освоены будут чердачные помещения, в историческом западном каре предположительно возникнет перекрытый стеклянной крышей атриум. А в атриуме обещают разбить тропический сад.

Главному архитектору Москвы такая идея нравится — в качестве аргумента он приводит в пример перекрытый двор Британского музея в Лондоне. Сергей Кузнецов видит в этом решении и перекличку с оранжереей в открытом недавно парке «Зарядье». С ним тут вообще много пересечений: помимо гостиниц, апартаментов, оздоровительного центра, тут будут магазины и рестораны, которые заполнят и парк, и бывший Воспитательный дом, а праздная публика будет фланировать между двумя зонами отдыха.

На атриуме, впрочем, никто не настаивает. Делать или не делать — будет решать инвестор. В Департаменте города Москвы по конкурентной политике, который проводит аукцион, готовы дать застройщику определенную свободу. Фраза «не перегнуть с ограничениями» (речь идет об охранных обязательствах в отношении памятника), оброненная на пресс-конференции кем-то из чиновников, способна обнадежить потенциальных покупателей. Аукцион состоится в октябре, стартовая цена лота — 8,6 млрд руб. На реализацию проекта у инвестора будет пять лет.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+