18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

В Риме открылась выставка икон из России

В Музее города Рима открылась выставка «Молитва и Милосердие», на материале икон XVII–XVIII веков доказывающая родство между философией рыцарей Мальтийского ордена и русским православием

На выставку «Молитва и Милосердие» иконы собраны из коллекций двух московских музеев — государственного Музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева и частного Музея русской иконы. На первый взгляд неожиданная, идея отметить таким образом 25-летие восстановления дипломатических отношений между Российской Федерацией и Суверенным Мальтийским орденом родилась у Александра Авдеева, экс-министра культуры РФ, ныне посла России в Ватикане и представителя при Мальтийском ордене. «В духовной жизни христиан — православных и католиков, — сказал он на открытии выставки, — всегда были важны темы социального служения и помощи неимущим. Наиболее ярким олицетворением такого служения в католической церкви является Мальтийский орден, который на протяжении всей своей истории оказывал помощь миллионам людей и по сей день осуществляет гуманитарные проекты на пяти континентах».

Идею подхватили сами мальтийские рыцари. «Мальтийский орден просил привезти для выставки то, что ни разу еще не привозилось в Рим и что будет гипнотизировать мистическим воздействием равно верующих и неверующих», — рассказал посол мальтийцев в Москве Джанфранко Факко Бонетти.

Проект поддержали экс-посол Италии в России Антонио Дзанарди Ланди, также связанный с орденом, и российский бизнесмен и меценат Михаил Абрамов. Частный Музей русской иконы, основанный им в Москве в 2006 году, неоднократно предоставлял экспонаты Государственной Третьяковской галерее и Государственному музею изобразительных искусств им. Пушкина и устраивал крупные международные проекты: показал русскую икону XV–XX веков в замке Святого Ангела в Риме в 2011 году, выставки в Праге и Братиславе.

Желание продемонстрировать общность жизненных идеалов христиан Запада и Востока, акцентируя важность концепции любви к ближнему и милосердия, на материале русских икон настолько увлекло современных рыцарей Святого Иоанна, Родоса и Мальты, что они предложили для выставки капеллу Святого Иоанна в святая святых — Доме рыцарей Родоса (раннее название Мальтийского ордена), постройке XII века, одной стороной выходящей на форум Траяна, а другой — на форум Августа. Организационные проблемы помешали этому, что для публики к счастью: доступ зрителей в капеллу был бы ограничен. В итоге выставку устроили в Музее Рима в палаццо Браски на знаменитой площади Навона с фонтаном Четырех рек Лоренцо Бернини, воплощением римского барокко XVII века. Что символично, ведь для экспозиции избраны русские иконы конца XVII — XVIII столетия, когда барокко и стиль «латинского письма» докатились до России.

Куратор выставки Лилия Евсеева, кандидат искусствоведения, заведующая научно-исследовательским отделом Музея имени Андрея Рублева, выбрала иконы того временного промежутка, когда с 1698 года по желанию Петра I началось тесное общение России с Мальтийским орденом, а в 1798-м Наполеон захватил Мальту и Великим магистром ордена стал русский император Павел I. «Это выставка культурологическая, — рассказала Лилия Евсеева, — и посвящена она тому периоду, когда русские открыли для себя западное искусство и позволили себе им восхититься, и в иконопись проникли сладостные эмоции и человечность».

Иконы, собранные из коллекций двух музеев, намеренно разнообразны: тут видна и наивность провинциального художественного языка, и барочная вычурность столичных образов. Интересно, что изображения Христа, как правило, сохраняют традиционную иконографию и стилистику (как на иконе «Христос Вседержитель на престоле», где веяния нового времени заметны только в светотеневой моделировке лица, рук и стоп, а также пышности складок одеяния). Иконы Богоматери отличаются трогательной эмоциональностью; с Запада в ту пору заимствуют новый тип, Мизерикордия, превратившийся в православную «Всех скорбящих Радость». Иногда европейские заимствования и влияния очевидны. Например, композиция иконы из Устюга «Троица» («Гостеприимство Авраама») напрямую заимствована из Библии Пискатора, иллюстрации к которой использовали как образцы по всему миру. А иногда источники едва уловимы, оставаясь на грани эмоций, более индивидуальных и тонких, чем прежде, как на иконе «Богоявление» из Пскова, где Иоанн Предтеча нежно возлагает руку на голову Христа, а ангелы рядом замерли в благоговении.

«Это срез конкретной эпохи, того столетия новой русской иконописи, когда она перестала походить на икону византийского времени и обрела новые художественные особенности, — рассказала Энгелина Смирнова, профессор, доктор искусствоведения, присутствовавшая на открытии выставки, — и такая выставка заслуживает похвалы».

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+