18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Невиданный проект для Соловков согласовали в ЮНЕСКО

ЮНЕСКО уже согласовало переработанную концепцию музейного комплекса на Соловках, но эксперты просят Минкультуры РФ хотя бы показать проект общественности

На сайте Министерства культуры РФ появилась информация о том, что в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже была одобрена и согласована новая концепция музейного комплекса на Соловках, представленная там делегацией ведомства 20 октября. В концепцию входит в том числе строительство нового здания музея на берегу Святого озера в охраняемой зоне вокруг Соловецкого монастыря. На сайте приведены слова заместителя генерального директора ЮНЕСКО Франческо Бандарина, подписавшего протокол согласования от имени организации: «Проект был доработан с учетом последних технических требований и рекомендаций ИКОМОС и полностью соответствует критериям Центра всемирного наследия, новая концепция дает возможность отказаться от переноса здания музея, которое теперь органично впишется в ландшафт Соловков». Это событие стало неожиданностью для российских экспертов в сфере охраны памятников.

С идеей строительства на Соловках нового здания для музея еще несколько лет назад в Министерство культуры обращалось руководство Соловецкого монастыря и музея (настоятель монастыря отец Порфирий, в миру Виктор Шутов, одновременно является директором Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника). Идею поддержала администрация Архангельской области, был проведен конкурс на лучший проект, и три года назад началось строительство.

Предполагалось возвести семиэтажное здание длиной 65 м по фасаду вблизи главного объекта охраны ЮНЕСКО — Соловецкого монастыря, в его охранной зоне. Проект не был согласован с Комитетом всемирного наследия ЮНЕСКО (в 1992 году Соловки были включены в охранный список всемирного наследия под номером 632). Парадокс всей этой, мягко говоря, странной ситуации заключался в том, что заказчиком строительства нового здания, нарушающего все регламенты ЮНЕСКО, являлось Министерство культуры РФ — ведомство, которое призвано сохранять культурное наследие страны.

В начале лета 2015 года на Соловки приезжал представитель ЮНЕСКО Тодор Крестев, открыто возмутившийся несогласованной стройкой, и в том же году в Стамбуле на 40-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО специалисты потребовали срочно остановить стройку, в противном случае обещая включить Соловки в список «наследия под угрозой». К концу лета 2016 года, когда из выделенных на строительство почти 700 млн руб. было освоено уже около 200 млн и над перекрытиями второго этажа поднялись опоры для третьего, работы остановили. Эксперты ЮНЕСКО настаивали на переносе стройки на удаленную от охранной зоны территорию, но администрация музея-монастыря настаивала на пересмотре проекта и продолжении строительства на прежнем месте.

Новый проект музея на Соловках обсуждался на 41-й сессии Комитета всемирного наследия, проходившей в июле этого года в Кракове.

«Я присутствовала на сессии, где представители России заверяли экспертов, что уже разработан новый проект, который визуально нивелирует новую постройку, убирая теперь уже трехэтажное здание под искусственный холм, — рассказала TANR ученый секретарь совета по наследию Союза архитекторов России Ирина Заика. — Его обещали согласовать с комитетом, поэтому окончательное решение по Соловкам было перенесено на 2019 год. И вдруг это сообщение на сайте министерства! Проект никто из специалистов не видел. Мы еще в Кракове просили показать нам проект, но нам отказали, сославшись на то, что он находится в Париже, в штаб-квартире ЮНЕСКО».

В свою очередь, пресс-секретарь Минкультуры Ирина Казначеева рассказала TANR, что на согласование проекта в штаб-квартиру ЮНЕСКО в Париже отправлялась целая делегация, прежде чем его, по итогам встречи, подписал Франческо Бандарин.

По мнению Ирины Заики, новый проект нужно срочно передать на рассмотрение специалистам и обсудить его на общественных слушаниях и экспертных совещаниях в Минкультуры. Этой точки зрения придерживается и Михаил Мильчик, член научно-методического совета ведомства, член архитектурного совета по Соловкам при администрации Архангельской области, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ).

«Это возмутительно, что решение такой значимости и важности, как новое строительство на Соловках, принимается без согласования с экспертами, в тайне от общественности, — сказал Михаил Мильчик. — Проект никому не известен, его нет на сайте, он не обсуждался — что это за интриги? Проект с неким холмом вместо крыши я помню, видел картинку в прошлом году, но это была полнейшая ерунда. Неужели именно его согласовали?»

По российскому законодательству новый проект должен пройти историко-культурную экспертизу. По мнению Михаила Мильчика и Ирины Заики, специалисты будут требовать его обнародования и добиваться обсуждения на научно-методическом совете при Министерстве культуры.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+