18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Москве началась реставрация дома Демидова в Елоховском проезде

№58
Материал из газеты

Реставраторы восстанавливают первоначальный облик здания, одного из немногих деревянных в столице, по найденным чертежам XIX века

Подготовительный этап работ в доме Демидова стартовал во второй половине лета и уже фактически завершился: проведены архивные и натурные исследования, разработан проект реставрации с приспособлением. Теперь чудом уцелевшую постройку, памятник федерального значения, ждут основные реставрационные работы, которые позволят вернуть ее к жизни.

Деревянный одноэтажный дом с мезонином принадлежал секунд-майору Александру Львовичу Демидову, внуку знаменитого горнозаводчика и мецената Прокофия Демидова. В окраинном селе Елохове он в 1803 году купил участок земли и в следующие несколько лет выстроил небольшой усадебный дом. Пожар 1812 года не затронул эту часть города, и дом сохранился до наших дней как редчайший образец городской деревянной застройки допожарной Москвы. В XIX веке здание неоднократно меняло владельцев, а вместе с ними и внешний облик, в XX столетии пережило бытность общежитием, конторой, редакцией. С середины 2000-х заброшенное строение пустовало, в 2013-м в нем даже случился пожар, который, впрочем, как и его предшественник два века назад, серьезного урона не нанес. Дому пророчили скорую гибель, однако его решено было сохранить и вернуть в эксплуатацию.

На вид дом Демидова ничем не примечателен. Он был обшит рядовым тесом в начале XX века, а позже и просто вагонкой; каменный цоколь обложили дешевой плиткой. Теперь Центр комплексного развития, который занимается реставрацией здания, раскрыл подлинный фасад и архитектурные формы. «Нами было проведено научно-архивное исследование, — рассказал генеральный директор компании Алексей Филиппов. — Мы нашли чертежи XIX века, представляющие первоначальный облик здания, а при раскрытии обшивки обнаружили и сам фасад, который подтвердил архивные сведения». Здание имело два контура обшивки, одну просто набили на другую. В 1831 году усадьбу купил генерал Алексей Петрович Ермолов, он-то и приказал изменить фасад, расширить окна, сделать центральные арочные ниши. Здание хорошо сохранило первоначальную объемно-пространственную композицию и внутреннюю планировку. Найдены и элементы декора интерьера, которые сейчас сняты и вывезены на реставрацию. Все это позволит восстановить постройку в том виде, в котором она была задумана. 

Главное, что ждет дом Демидова на следующем этапе, — замена конструкций, пришедших в негодность. Работы по раскрытию фасадов и внутренних интерьеров показали, что доля сгнивших венцов и балок наката перекрытия значительна: слишком долго дом находился в запущенном состоянии. «Основная сложность реставрации, — пояснил Филиппов, — заключается в переборке отдельных венцов методом лифтинга без разбора основного здания. Дом ждет детальный ручной перебор, который займет не меньше полугода. Но к лету, мы надеемся, уже начнутся отделочные работы».

Дом Демидова обещают открыть в течение следующего года, здесь должно разместиться официальное представительство Пермского края. Можно сказать, зданию повезло: реставрация продлит его жизнь еще на несколько десятилетий, сохранив осколок погибшей в пожаре Москвы. Самые известные постройки того времени, такие как усадьба Арсеньевых на Большой Ордынке или усадьба Сытина в Сытинском переулке (была отреставрирована год назад), так или иначе поддерживаются в должном состоянии. В отличие от них, рядовые дома вызывают гораздо меньше интереса у органов охраны культурного наследия, хотя именно они и могут дать представление об облике города конца XVIII — начала XIX века. Подобных домов в столице единицы в буквальном смысле. Например, допожарный дом на Малой Ордынке или здание в Еропкинском переулке. Оба — такие же обшитые тесом и неприметные. Если бы реставрационные работы добрались и до них и стало бы понятно, что скрывается за поздней обшивкой, это, безусловно, расширило бы представления о старой Москве и обогатило облик города. 

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
3
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
4
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
5
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
6
Дрезден — место, где изобрели красоту
Иоганн Вольфганг фон Гёте писал, что столица Саксонии возродила в нем желание думать об искусстве. Если с гением сработало — сработает и с вами
03.05.2024
Дрезден — место, где изобрели красоту
7
Звезды на Met Gala 2024
Институт костюма Метрополитен-музея провел традиционный Met Gala, который можно назвать увертюрой к открывающейся вслед выставке о моде
07.05.2024
Звезды на Met Gala 2024
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+