Тот факт, что в октябре 1917 года не было никакого штурма Зимнего дворца, давно известен. Музей же исследует механику возникновения героического мифа. К десятилетию Октябрьской революции кинорежиссеры Сергей Эйзенштейн и Григорий Александров получили партийное задание снять о ней кинокартину. Собрав воспоминания участников событий, авторы будущего фильма поняли, что они сильно разнятся. И сочинили свой эффектный эпизод с огромной толпой, бегущей от арки Главного штаба через Дворцовую площадь на штурм Зимнего, кадры с матросом, перелезающим через ажурные главные ворота, перестрелку на парадной Иорданской лестнице. И холостой выстрел «Авроры». Очень скоро эти фрагменты фильма стали использоваться как документальная кинохроника.
Киногруппа работала в Зимнем дворце, что называется, in situ, на ходу меняя сценарий. Кое-что придуманное и даже отснятое не вошло в картину, как сцены в лазарете, бельевой, кочегарке.
На роль Ленина из-за внешнего сходства был назначен пролетарий Василий Никандров. Известно, что Александров жаловался Эйзенштейну на Никандрова, который регулярно нарушал «спортивный режим». Зато киногруппа захотела и получила статуэтки из Кунсткамеры, ради съемок средь бела дня останавливалось трамвайное движение и разводился Дворцовый мост. Соорудили дополнительную электростанцию, еще четыре «молотили» на кино, оставляя без света соседние кварталы. «Наш администратор маленький Сомов стал похож на главнокомандующего. Его заботы сейчас: довольствие войск, эшелоны из Луги, разработка оцепления конной и пешей милицией», — писал Сергей Эйзенштейн в дневнике.
После выхода на экраны «Октябрь» раскритиковали. По мнению Эйзенштейна, о фильме судили по «потемкинскому канону», то есть по кинокартине «Броненосец „Потемкин“» 1925 года. Тем не менее «Октябрь» продержался на экранах до 1933-го.
Через несколько лет Жан Ренуар, снимая свою «Марсельезу», использовал наработки Эйзенштейна и Александрова.
Выставка расположится в залах, где разворачивались революционные события и снималась картина. Первая часть — демонстрация фильма «Октябрь». Вторая — информационные стенды с историей съемок. Третья — документальный ролик, воспроизводящий материалы из РГАЛИ и архив Александрова из коллекции Александра Добровинского. Оттуда же фото Эйзенштейна, сидящего в халате у камина в библиотеке Николая II, и плакат кинотеатра «Форум» на Садовой-Сухаревской (ныне полуразрушенного), призывающий посмотреть «шедевр кинематографии». Революционное немое кино требовало многократного усиления.
Государственный Эрмитаж
Сергей Эйзенштейн. «Октябрь» в Зимнем
7 ноября 2017 – 5 марта 2018