5 декабря в Новой Третьяковке на Крымском Валу будет представлен знаменитый «Летатлин» — безмоторный летательный аппарат, созданный Владимиром Татлиным в 1929–1932 годах. В Третьяковскую галерею уникальный объект попал из Центрального музея Военно-воздушных сил РФ в Монино. С просьбой передать махолет для экспонирования и реставрации Третьяковка обратилась в ЦМ ВВС в 2016 году. В начале прошлого года стало известно о переезде экспонатов ЦМ ВВС в создаваемый в Кубинке военно-патриотический парк «Патриот», и экспертное сообщество обеспокоилось дальнейшей судьбой орнитоптера. «Это замечательное явление далеко выходит за рамки авангарда. „Летатлин“ — романтический памятник поиску невозможного, удивительно изящный объект дизайна. Он давно вошел в род русского искусства, порождая новые произведения», — рассказывала тогда TANR координатор общественного движения «Архнадзор» Марина Хрусталева.
Александра Селиванова, руководитель Центра авангарда на Шаболовке, рассказала нашей газете, что передача «Летатлина» Третьяковке — большая удача. «Это уникальный случай, что музей авиации в Монино выдает „Летатлин“, так как они не делали этого много лет, если не десятилетий. Я безуспешно пыталась получить его на выставку „Авангард и авиация“ (2014) в Еврейском музее и центре толерантности. Мне говорили, что необходима реставрация, но в целом у меня тогда создалось ощущение, что руководство не вполне осознает ценность „Летатлина“ именно как произведения искусства — он был представлен в экспозиции как один из махолетов начала века, что-то вроде махолета Лилиенталя (такой есть, например, в музее Жуковского на улице Радио)».
Исследовательские и восстановительные работы в Третьяковке велись с осени 2016 года. Как сообщает пресс-служба, это была самая масштабная комплексная научно-исследовательская реставрация за все время существования «Летатлина», осуществленная при поддержке «Группы ЛСР». Восстановленный махолет можно будет увидеть в постоянной экспозиции Третьяковки с другими произведениямии Владимира Татлина.
Безмоторный летательный аппарат для индивидуального полета был создан Владимиром Татлиным вместе с помощниками, студентами Вхутеина — А.Г.Сотниковым, Г.С.Павильоновым, А.В.Щипицыным, А.Е.Зеленским, хирургом М.А.Гейнце, летчиком-инструктором А.В.Лосевым в 1929–1932 годах. Этот объект состоит из четырех частей: двух крыльев разного вида (левое — с тканевой обтяжкой, правое — без нее), фюзеляжа и подвесной плетеной люльки. Изготовлен аппарат из различных материалов: дерева — остов всей конструкции выполнен из гнутых реек со вставками из китового уса и с обмоткой киперной лентой; металла — рычаги управления, подшипники, накладные планки на лонжеронах крыльев; проволоки — под обтяжкой левого крыла; пробки — вставки в конструктивных сочленениях фюзеляжа; ткани — обтяжка левого крыла; кожи — ремни и шнуры; ротанга — плетеной люльки. В 1932 году Татлин впервые представил на персональной выставке в Государственном музее нового западного искусства весь проект по созданию «Летатлина» — три модели летательных аппаратов и отдельные элементы, рисунки и чертежи. Как считают специалисты Третьяковки, после нескольких показов в 1930-е годы ни один из аппаратов, вероятно, полностью не уцелел.
В середине 1950-х годов, после смерти Татлина, его наследие было разделено между музеями. Отдельные элементы махолета попали в Центральный дом авиации, противовоздушной и противохимической обороны имени М.В.Фрунзе. В 1977-м восстановленный махолет экспонировался вновь как художественный объект на персональной выставке Татлина в Центральном доме литераторов. В каталоге выставки он впервые назван «Летатлин № 3». В 1990-е годы «Летатлин» неоднократно экспонировался на выставках. Последние 20 лет «Летатлин» выставлялся в ангаре Центрального музея ВВС РФ в поселке Монино вместе с военной техникой, несмотря на то что махолет — конструкция чисто концептуальная — на практике никогда не летал. «Это наиболее сложная динамичная материальная форма, которая может войти в обиход советских масс как предмет ширпотреба, — пояснял Татлин. — Летательный аппарат — форма, которая отвечает потребности момента в преодолении человеком пространства».