18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Российские музеи охватила строительная лихорадка

№59
Материал из газеты

В наступающем году будут представлены первые результаты беспрецедентного музейного строительства, развернувшегося одновременно на многих важных площадках. TANR рассказывает, какие музеи мы увидим в ближайшем будущем

Трудно припомнить другой такой момент в нашей новейшей истории, когда сразу несколько крупнейших национальных музеев (плюс влиятельные частные фонды) одновременно вели бы эпохальные стройки — в некоторых случаях строительство в самом разгаре, в других уже видны первые результаты. Например, в конце 2018-го вчерне будет закончен новый корпус Третьяковки, а Политехнический музей обещает представить свое обновленное  историческое здание. Эта гонка музейных сооружений началась с соревнования международных архитекторов-звезд. Идея, что музейные здания должны непременно быть еще и мировыми архитектурными аттракционами, прижилась на нашей почве еще в нулевые. Но тогда многие амбициозные проекты так и остались нереализованными — достаточно вспомнить сэра Нормана Фостера и его идею возвести на месте Центрального дома художника в Москве здание в форме апельсина. Британец также выиграл конкурс на создание музейного городка Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, но после ряда скандалов вышел из проекта. Сегодня самым востребованным западным архитектором в музеестроительстве стал голландец Рем Колхас — возможно, потому что его идеология подразумевает не только возведение чего-то нового, но и приспособление существующих старых зданий под новые нужды, что лауреат Прицкеровской премии с блеском продемонстрировал, реконструировав в Парке Горького павильон «Времена года» для Музея современного искусства «Гараж». Сейчас основанное Колхасом бюро OMA/AMO участвует сразу в двух музейных проектах в России. Не отстают и другие мировые знаменитости — как легендарный автор Центра Помпиду Ренцо Пьяно или новая звезда Хани Рашид. Однако за время, прошедшее с первых международных конкурсов в начале 2000-х, стало ясно, что и отечественные архитектурные бюро могут конкурировать со своими иностранными коллегами, и, например, тот же ГМИИ теперь отдает предпочтение им. Подробнее о том, что происходит на музейных стройках и когда ожидать их завершения, — в нашем обзоре. 

Эрмитаж на месте ЗИЛа

На территории бывшей промзоны Завода им. И.А.Лихачева идет строительство выставочного центра «Эрмитаж-Москва». Для посетителей филиал откроют в начале 2021 года. Проектировал здание Хани Рашид, один из основателей бюро Asymptote Architecture, автор здания Фонда Роберта Раушенберга в Нью-Йорке, Национального музея в Осло.

Пятиэтажное здание будет построено в стиле, отсылающем к конструктивизму. На нижнем уровне появится общественное пространство. Выше будет образовательная зона, следом — галереи по схеме «модернизм — современное искусство — концептуальное искусство». На крыше будут работать рестораны и кафе. 

Дмитрий Озерков, руководитель отдела современного искусства Эрмитажа, который будет курировать столичный филиал, в комментарии TANR подтвердил планы показать на открытии нового центра эрмитажную часть коллекций Щукина и Морозова. При этом Озерков подчеркнул, что «Эрмитаж-Москва» задуман в первую очередь как музей современного искусства. «В год мы делаем две-три серьезные выставки современного искусства в Петербурге. Эти проекты будут показаны и в центре „Эрмитаж-Москва“. Кроме того, своей миссией мы видим показ в Москве современных петербургских художников», — уточнил он.

Большая стройка сейчас идет и в самом Санкт-Петербурге. В Старой Деревне, где создается одноименный реставрационно-хранительский центр, уже построены открытое фондохранилище с «Конюшенным музеем» и «Театром шпалер», лаборатория научной реставрации, выставочно-лекционный корпус и административное здание. В планах — инженерно-лабораторный корпус с реставрационными лабораториями и даже мойкой старинных ковров и шпалер, научно-исследовательским центром. Корпус откроется в 2018 году. Надземный пешеходный переход через железную дорогу свяжет его с 13-этажным зданием библиотеки в форме куба, которое спроектировал Рем Колхас. Она должна была открыться в 2019 году, однако, как рассказал TANR главный архитектор Эрмитажа Валерий Лукин, начало строительства откладывается из-за проблем с финансированием.

Третьяковка обновляется

В декабре 2018 года на Кадашевской набережной в центре Москвы должны закончить возведение нового корпуса Государственной Третьяковской галереи, в пресс-службе которой TANR сообщили, что для публики его открытие запланировано на 2020 год — время потребуется для оснащения здания под музейные нужды. В корпусе на Кадашевской набережной, который строит «Моспроект-4» и к облику которого приложил руку Сергей Чобан и его бюро  SPEECH, будут проходить главные выставки музея. Там же расположатся кабинет графики и реставрационные мастерские. К этому времени будут открыты все дворы комплекса зданий старой Третьяковки в Лаврушинском переулке, в том числе для уличных фестивалей и выставок.

Согласно концепции развития Третьяковской галереи, в 2023 году по проекту бюро Рема Колхаса реконструируют здание Новой Третьяковки на Крымском Валу. Подробности пока не раскрываются. На сайте мэрии Москвы отмечается, что облик памятника советского модернизма планируется сохранить, а во внутреннем дворе появится пятиэтажная пристройка.

Продолжается реставрация и малых музеев Третьяковки. Весной 2018 года завершатся работы в Доме-музее Павла Корина, в конце 2019 года — в Доме-музее семьи Третьяковых. Предположительно в 2021 году для посетителей откроется обновленный музей скульптора Анны Голубкиной.

Политех на новом уровне

Планировалось, что здание с обновленной экспозицией с тремя основными разделами «Информация», «Энергия», «Материя» и образовательным комплексом будет открыто в 2016 году. В ноябре 2017-го директор Политехнического музея Юлия Шахновская сообщила министру культуры Владимиру Мединскому, что часть реконструированного исторического здания и музейный парк будут открыты в сентябре 2018 года. 

В 2011 году международный конкурс на реконструкцию исторического здания Политехнического музея на Новой площади выиграли японский архитектор, обладатель «Золотого льва» Архитектурной биеннале в Венеции Джунья Ишигами и инженерное бюро Arup. У первого крупных реализованных проектов не так много, а вторые известны воплощением смелых архитектурных фантазий, в том числе в Новом музее Акрополя (Афины) и Марсианском посольстве — детской студии (Сидней). Согласно предложенной архитектором концепции, подземный уровень Политеха откроется и станет продолжением городской среды. Пройдя по бывшим подвалам, можно будет выйти в амфитеатр для уличных концертов и представлений, ступени-уровни которого поднимаются к скверу с Соловецким камнем. Таким образом, здание «выйдет в город» и свяжет Никольскую и Мясницкую улицы с одной стороны и Маросейку и парк «Зарядье» с другой. За эту часть под названием «музейный парк» отвечает российское бюро Wowhaus, известное проектами пешеходной Крымской набережной и Центра документального кино.

Музейный город ВДНХ 

Для Выставки достижений народного хозяйства 2018 год станет решающим. Весной 2017 года было объявлено о планах отреставрировать 37 исторических павильонов и 17 фонтанов. Еще 15 павильонов возведут на месте заброшенных хозяйственных построек. В итоге вся территория ВДНХ будет разделена на семь тематических зон. Среди них — парк аттракционов, ландшафтный парк площадью 87 га, «Парк ремесел», «Парк знаний», обновленная зона «Экспо», парк «Останкино» и «Музейный город». В него войдут павильоны центральной аллеи с 11 новыми музеями. 

К уже открывшимся Музею кино, Дому книги и музею «Пчеловодство» в следующем году присоединятся музей ВДНХ в арке Главного входа и экспозиция, посвященная славянской письменности, в павильоне «Земледелие». В павильоне «Здравоохранение» откроется постоянная экспозиция Музея Востока, в павильоне «Радиоэлектроника и связь» разместится музей Олимпийского комитета России. В павильоне № 19 на площади Промышленности откроется музей атомной энергии. Павильон «Культура» продолжит осваивать РОСИЗО: в его галерее будут показывать русское искусство XX–XXI веков. Представят площадку весной в рамках параллельной программы XIX Международного фестиваля музеев «Интермузей». Там будет показан большой выставочный проект, который станет частью платформы Techne, рассказывающей об инновационных и технологических практиках в современном искусстве. 

Пушкинский прирастает усадьбами 

Грандиозная стройка продолжается в Пушкинском музее, вокруг исторического здания которого развернется музейный городок. Его первоначальную концепцию в 2013 году разработал Норман Фостер, однако из-за многочисленных ограничений при проектировании британский архитектор вышел из проекта. Следующий конкурс на архитектурную концепцию выиграло бюро «Меганом» Юрия Григоряна, спроектировавшее единственное новое здание в комплексе — депозитарно-реставрационный и выставочный центр. В пресс-службе музея уточнили, что его строительство завершится в 2020 году, введено в эксплуатацию здание будет к 2022 году. «Меганом» также осуществляет общий архитектурный надзор и обустройство подземного публичного пространства, которое свяжет находящиеся сейчас на реставрации здания музейного городка. Доходным домом Стуловых занимается бюро SVESMI, предложившее проект «Дома текста»; бюро «Александр Бродский» работает над усадьбой Вяземских — Долгоруковых, здесь будет Галерея старых мастеров; студия «АгитАрх» Юрия Аввакумова разработала проект реставрации усадьбы Голицыных, куда переедет Галерея импрессионистов и постимпрессионистов. Она должна открыться в 2022 году, остальные — в 2019–2020 годах. 

Филиал ГМИИ, посвященный современному искусству, предположительно откроется в 2019 году на территории хлебозавода им. В.П.Зотова на Ходынской улице.

ГЭС-2 культурно преобразят

В 2019 году в памятнике промышленной архитектуры начала ХХ века, ГЭС-2 на Болотной набережной за кинотеатром «Ударник», откроется пространство фонда V–A–C, учрежденного главой компании «Новатэк» Леонидом Михельсоном. Проект подготовила Renzo Piano Building Workshop — мастерская Ренцо Пьяно, автора здания Центра Помпиду в Париже. Архитектор Антонио Бельведере, партнер бюро, предложил высокотехнологичный и экологичный проект. По его задумке, трубы ГЭС приспособят под климатическую систему, окна и стеклянную крышу восстановят уже с солнечными батареями, а вокруг здания высадят березовую рощу. Летом 2017 года Москомстройинвест сообщил о расширении проекта ГЭС‑2. Оказалось, что Renzo Piano Building Workshop разработала концепцию развития пешеходной зоны под Патриаршим мостом. В ведомстве сообщили, что в под­эстакадном пространстве планируется разместить выставочные, музейные объекты и кафе. В пресс-службе V–A–C отметили, что эта часть проекта сейчас дорабатывается.

У Маяковского все будет хорошо

В 2018 году исполнится 125 лет со дня рождения Владимира Маяковского. Музей Маяковского, закрывшийся на реконструкцию в 2013 году, к юбилею готовит обширную программу, но отмечать событие будет еще не в родных стенах. Как рассказала TANR заместитель директора музея Юлия Садовникова, новый проект капитального ремонта здания в Лубянском проезде сейчас проходит государственную экспертизу. По словам директора музея Алексея Лобова, остановить ремонт в начале 2015 года решили из-за технических проблем, в том числе при устройстве кафе под внутренним двором доходного дома конца XIX века, в котором находится музей. Возобновят ремонт в марте — апреле 2018 года, а закончится он, скорее всего, только в начале 2019-го. 

Сохранится конструкция конца 1980-х, в которой на уровне четырех этажей были инсталлированы экспонаты. Планы по ее уничтожению в свое время вызвали резкое неприятие и в итоге были пересмотрены. В здании появятся кафетерий и сувенирный магазин. В 2018 году музей откроет еще одну площадку — квартиру матери и сестер Маяковского в Студенецком переулке. Она будет работать в связке с уже открытой для посещений квартирой поэта на Красной Пресне. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+