Конкурс «Московская реставрация» Правительство Москвы проводит ежегодно. Жюри будет оценивать полсотни заявок, отобранных из 100 поданных по результатам работ, проведенных в 2016–2017 годах. Номинанты — реставрационно-проектные мастерские, инженерные и производственные организации, собственники и пользователи объектов культурного наследия города Москвы, инвестиционные компании, деятели науки и культуры, реставраторы, главные архитекторы проектов. Работы проводились на федеральные или московские средства, иногда на деньги частных инвесторов или компаний. Имена победителей станут известны на церемонии награждения, которая состоится 7 декабря 2017 года, а пока мы рассказываем о некоторых отреставрированных объектах, которые привлекли нас интересной историей, громким именем или удивительными подробностями.
Заказчик — Федеральное казенное учреждение «Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации комплекса зданий МИД России»
Пользователь — ФГБУ «УЭЗ МИД России»
Генподрядчик — ГУП «АТЭКС»
Финансирование — бюджет РФ
Эти работы наблюдали нынешним летом тысячи москвичей: с исторического здания Министерства иностранных дел сняли завершающую его башенку со шпилем. Оказывается, она была из легких металлоконструкций, так как в первоначальном проекте архитекторов В.Г.Гельфрейха и М.А.Минкуса, инженеров Г.М.Лимановского и С.Д.Гомберга запланирована не была. Вскоре после того, как восемь сталинских высоток были заложены в 1947 году, было решено все их увенчать башенками со звездой. На почти готовом, довольно модернистском, напоминающем американский небоскреб здании МИД башенку пришлось достроить из металла и облицевать крашеными листами стали, иначе не выдержали бы перекрытия. Звезду установить не удалось вовсе — слишком тяжелая. Теперь башенку воссоздали из стальных балок и облицевали керамикой. Старый ржавый металл смелым решением распилили на кусочки (получилось 900), разложили в прозрачные коробочки и теперь дарят гостям и западным дипломатам. Восстановили также огромный, диаметром более 10 м герб СССР из железобетона на фасаде. Соколы-сапсаны, которые жили на шпиле и которых пришлось временно переселить на крышу гостиницы «Украина», вернутся на насиженное место в следующем году.
Заказчик — Федеральное архивное агентство
Пользователь — Российский государственный военно-исторический архив
Генподрядчик — ООО «СтройФаворит»
Финансирование — бюджет РФ
Этот дворец, известный более как Лефортовский, был возведен в 1698 году по указу Петра I для его соратника и друга — генерала Франца Лефорта, архитектором Дмитрием Аксамитовым. В 1706 году Петр подарил его Александру Меншикову, для которого архитектор Джованни Фонтана достроил незамкнутое каре двухэтажных флигелей; в 1727-м дворец был конфискован в казну. Дворец горел и был многократно перестроен (в том числе Федором Казаковым в конце XVIII века), в начале XIX века и вовсе заброшен. Внешний его вид ныне соответствует результатам ремонта середины XIX века. Уже полтора столетия, с 1865 года, тут размещается Российский государственный военно-исторический архив, который посторонних на территорию дворца не пускает, но тщательно заботится о нем. Изучение памятника началось с 1946 года, с 1976 года тут ведется планомерная научная реставрация здания, которая с перерывами продолжается по сей день. На самом деле от эпохи Петра I тут сохранилось крайне мало, так что каждый найденный реставраторами элемент очень ценен — например, чугунная облицовка лестничной площадки. Пожалуй, это пример самой длительной и непрерывной реставрации московских памятников, не считая Кремля.
Заказчик (пользователь) — ООО «Ирбис»
Генподрядчик — ООО «СтройФаворит»
Финансирование — частные инвестиции (Постановление Правительства Москвы № 12-ПП от 24 января 2012 года)
Дом на Николоямской улице долго стоял руиной. В его основе палаты XVIII века, перестроенные как минимум дважды — в 1831 году и в 1885 году. Дяде и отцу владельца особняка Николая Баулина принадлежали торговые лавки на Таганской площади, а неподалеку от дома была фабрика для производства платков товарищества «Н.П. Баулина с сыновьями». В конце XIX века дом перестраивал архитектор Николай Струков, и созданный им длинный фасад с фигурным фронтоном посередине в наше время был практически единственным, что от дома осталось. Этот особняк был одним из первых, внесенных в московскую программу «Рубль за метр», по которой инвестор, получив льготную аренду, обязывается восстановить здание. Ремонтно-реставрационные работы были закончены нынешним летом, в 2017-м были сданы еще два объекта этой программы, и еще на четырех начались работы. Московский опыт по привлечению средств частных инвесторов к восстановлению памятников собираются распространить и на федеральный уровень.
Заказчик — Государственное казенное учреждение города Москвы по капитальному ремонту многоквартирных домов города Москвы, ООО «ГорСтройГрупп»
Генподрядчик — ООО «ДИАЛОГ»
Финансирование — бюджет города Москвы
Фрагмент стены Белого города (вторая половила XVI века) на Хохловской площади
Стена Белого города — третья, после Кремля и Китай-города, крепостная стена Москвы, на ее месте сейчас проходит Бульварное кольцо. Ее построил в конце XVI века Федор Конь, красота и величие стены произвели такое впечатление на крымского хана Казы-Гирея, что он, подойдя в 1591 году к Москве, призадумался и наступать на город не стал. Стена была кирпичной, крашенной белой известью; в XVIII веке ее постепенно стали разбирать (из этого кирпича построены многие московские особняки и, например, Воспитательный дом).
Кирпичную руину 4,5 на 50 м на Хохловской площади (самый большой из сохранившихся фрагментов стены) ныне эффектно музеефицировали: она превращена в экспонат археологического парка под открытым небом, это очень модный тренд. Фрагмент стены расчищен, каждый камень обработан специальным составом, что позволило оставить стену под открытым небом. Так как стена оказался в углублении, она окружена амфитеатром ступеней из серого бетона с деревянными сиденьями; ночью все эффектно подсвечивается.
Заказчик (пользователь) — ФСИН России
Генподрядчик — ООО «Агей-7»
Финансирование — бюджет РФ
Дом со львами — наверное, самый заметный особняк на Пятницкой улице. Архитектор Сергей Шервуд (сын Владимира Шервуда, автора проекта Исторического музея) шел навстречу пожеланиям хозяйки Вильгельмины Рекк, жены одного из главных застройщиков Москвы того времени. Он не пожалел средств и приемов: мощный портик с коринфскими колоннами, полукруглым окном и кариатидами, рядом восьмиугольная башня с рустованными полуколоннами и чешуйчатым куполом. Вход стерегут два лежащих льва: один спит, но другой не дремлет. Строительство было закончено в 1897 году, до революции особняк успел еще дважды перейти из рук в руки. Затем был национализирован большевиками и отдан Замоскворецкому райкому ВКП(б). Позже в доме размещались разные организации, однако интерьеры неплохо сохранились: мавританский, классический, каминный и витражные залы. Теперь, после реставрации, нынешний владелец особняка — Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) России — сможет насладиться ими в полной мере.
Заказчик — ГКУ «Мосреставрация»
Пользователь — Московский патриархат
Генподрядчик — ООО «РСК «Возрождение»
Финансирование — бюджет города Москвы
Нынешнее здание храма на Новой площади было построено по проекту архитекторов Семена Обитаева и Леонтия Карлони (последний участвовал в строительстве Исаакиевского собора в Петербурге) в 1825–1837 годах в стиле неоклассицизм, чуть позже в ансамбль были включены колокольня и дом причта. Хотя церковь на этом месте появилась гораздо раньше, в 1493 году, а название «под вязом» относится к временам Екатерины II (во дворе действительно рос огромный вяз). В 1925 году храм был закрыт, луковичные главки снесены, разрушены верхний ярус колокольни и шпиль. Именно здесь с 1934 по 2011 год находится Музей Москвы, основным помещением которого ныне являются Провиантские склады на Зубовском бульваре. Сейчас над храмом и колокольней восстановлены купол и шпиль, разобраны чужеродные межэтажные перекрытия; тут идут службы и размещается Российский православный университет.
Заказчик (пользователь) — АО «ВДНХ»
Генподрядчик — ООО «Студия Архитектура Живой Формы»
Финансирование — субсидия из бюджета города Москвы на возмещение по благоустройству территории ВДНХ
Два миллиона цветов, тысячи кустарников и три пальмы — все это теперь можно увидеть на ВДНХ в летний сезон. Цветники, в частности партеры главной аллеи и те, что окружают фонтаны, восстановлены согласно ландшафтным решениям 1950-х годов, которые признаны самими удачными и продуманными. Именно в ходе этой реставрации были срублены старые деревья, о чем многие сожалели. Однако ели, заслоняющие павильоны, и разросшиеся среди цветников березы никак не вписываются в максимально парадную и зрелищную концепцию. Специалисты составили подробный план того, какие растения и когда должны высаживаться в цветниках, чтобы перспективы выставки выглядели максимально эффектно с весны до осени (и даже зимой — для этого некоторые фонтаны обрамили стрижеными кустами). А одноразовые пальмы и чайные кусты тут сажали и в конце 1930-х годов, дабы продемонстрировать достижения сельского хозяйства в масштабах всей страны.
Заказчик — ГКУ «Мосреставрация»
Генподрядчик — ООО «Реставрационная мастерская «Наследие»
Финансирование — бюджет города Москвы
Проект памятника Горькому скульптор Иван Шадр (автор любимой народом скульптуры «Девушка с веслом») сделал в 1939 году, рассчитывая на Манежную площадь. В 1941 году Шадр умер, успев узнать, что место установки заменили на площадь Белорусского вокзала. Его друг и соратник Вера Мухина с помощницами доделала работу, приспособив памятник к новому месту. Скульптуру уже отлили в бронзе — но комиссия ее не приняла, сочтя трактовку образа писателя слишком острой. В итоге памятник практически убил Веру Мухину: она, переделывая лицо Горького и одновременно пытаясь сохранить образ, созданный Шадром, зимой работала над гипсовой моделью в размер, установленной на улице, десяток раз за день поднимаясь и спускаясь с лесов, надорвалась и заболела. В 1951 году памятник установили, в 1952 году Мухина, Зеленская, Иванова и Шадр (посмертно) получили за него Сталинскую премию, в 1953-м Мухина умерла. В 2005 году памятник на время реконструкции вокзальной площади переместили в парк искусств «Музеон», где он некоторое время лежал горизонтально. То ли в результате этого, то ли из-за ошибок при демонтаже, а может, даже из-за изначальных проблем с каркасом (бронзовая фигура состоит из нескольких частей) на памятнике появилась трещина. Теперь он восстановлен — и главное, летом нынешнего года поставлен на прежнее место на площади Тверской Заставы.
Заказчик (пользователь) — ГБУК г. Москвы «Музейное объединение «Музей Москвы»
Генподрядчик — ГБПОУ г. Москвы «Колледж архитектуры, дизайна и реинжиниринга № 26»
Финансирование — бюджет города Москвы, частные инвестиции
В 2015 году в Москве, в районе Мытной улицы и Хавского переулка, при строительных работах были обнаружены две надгробные плиты из белого камня с надписями на старонемецком языке. На одной из них, разбитой на много кусков, написано: «Года 1653 8-го октября в Бозе блаженно почил господина Томаса Келлермана любимый сыночек по имени Томас, чья душа у Бога в небе и чье тельце здесь земля покрывает, ожидает со всеми верующими блаженной вечности и вечного блаженства. Он прожил два месяца. Возжажди смерти каждый день, и будешь ты благословен!» Семья Келлерманов известна историкам, это были немецкие купцы и дипломаты при московском дворе Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых. А лирическая эпитафия (позаимствованная из известной протестантской проповеди в стихах) позволила Леониду Беляеву, сотруднику Института археологии РАН, сделать выводы о постоянных и живых контактах «московских немцев» с их оставшимися на родине земляками. Сейчас осколки плиты собраны воедино реставраторами, и она передана в Музей Москвы.
Заказчик — Московско-Павелецкая дистанция гражданских сооружений Московской дирекции по эксплуатации зданий Московской железной дороги филиала ОАО «РЖД»
Пользователь — ОАО «РЖД»
Генподрядчик — ЗАО «Баварский дом»
Финансирование — бюджет ОАО «РЖД»
Московская окружная железная дорога была построена в 1903–1908 годах по проекту инженера Петра Рашевского, станции в основном были спроектированы архитекторами Александром Померанцевым (самое большое из его сохранившихся зданий — собор Александра Невского в Софии, Болгария) и Николаем Марковниковым (он занимался малоэтажной застройкой поселка Сокол в Москве). Здания станций и служебные постройки (будки, водонапорные башни, ремонтные мастерские, казармы) были возведены в едином стиле московский модерн. К тому моменту, когда в 2012 году началась реконструкция дороги, ныне превратившейся в Московское центральное кольцо, значительное число построек было утрачено, но все, что сохранилось, ныне выглядит так, как было задумано 100 лет назад. На многие красно-белые здания можно полюбоваться из окна электричек.
Здание вокзала станции Воробьевы горы самое большое и красивое: двухэтажное, с залом ожидания и буфетом, — хотя окружная дорога строилась как грузовая, но и небольшое количество пассажиров до 1930-х перевозила. Хорошо сохранился комплекс построек станции Канатчиково — двухэтажное здание (на уровне улицы второй этаж, на уровне станционных путей, находящихся в выемке, — первый этаж), два жилых дома, сторожка, пакгауз. Список отреставрированных зданий может служить энциклопедией по функционированию российских железных дорог: на Пресне сохранилась будка централизации (управления стрелками и сигналами), а нефтекачка на станции Лихоборы, при том что внешне похожа на загородную виллу, заправляла паровозы (внутри был насос и раздаточный бак на втором этаже).