18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Увидеть древность глазами реставратора

Реставрационный центр имени Грабаря открыл в Москве новое пространство — Иконотеку Адольфа Овчинникова

Всероссийский художественный научно-реставрационный центр (ВХНРЦ) имени И.Э.Грабаря открыл в доме-мастерской скульптора Веры Мухиной свой новый отдел — Иконотеку А.Н.Овчинникова, где планируется вести активную образовательную деятельность.

Иконотека — собрание изображений, посвященных русской иконописи, —демонстрирует результаты многолетней работы старейшего сотрудника Центра Грабаря, художника-реставратора и исследователя древнерусской живописи Адольфа Николаевича Овчинникова. Начиная с 1960-х годов на протяжении четырех десятилетий он занимался изучением и копированием древнерусской монументальной живописи. Именно благодаря его точным копиям в 1960-е годы Министерство культуры СССР выделило финансирование на реставрацию церкви Успения в Мелётове под Псковом — ее восстановление и спасение фресок актуальны вновь. Овчинников полностью скопировал фресковые комплексы восьми храмов VIII–XV веков в Новгороде и Старой Ладоге, в Армении и Грузии. Всего же собрание его работ, переданное Центру Грабаря, насчитывает более 1,5 тыс. изображений.

Здание по адресу Пречистенский переулок, 5а было построено как дом-мастерская знаменитого скульптора по ее собственному проекту при участии не менее прославленного архитектора Ивана Жолтовского. Вера Мухина переехала сюда в 1947 году и работала в мастерской до конца жизни. Строительство частично финансировала сама скульптор, получившая за свою жизнь пять сталинских премий, и частично — советское государство. Поэтому после смерти Мухиной в 1953 году здание естественным образом оказалось в ведении государства, а жилую часть до сих пор занимают ее наследники. В 2013 году оно было передано Центру Грабаря.

Нынешняя экспозиция представляет наиболее яркие памятники — Георгиевский храм в Старой Ладоге и пещерные храмы Грузии, два из которых частично разрушены, так что выставленные копии — единственная возможность увидеть их первоначальный облик. Хрестоматийные образы XII века — «Чудо Георгия о змие», «Архангел Гавриил», купольная роспись «Вознесение Господне» из Старой Ладоги — соседствуют с древними брутальными ликами VII–VIII веков из Давидо-Гареджийской пустыни — пещерного монастыря в Сабереэби неподалеку от Тбилиси. Часть из них представлена в виде калек-прорисей, снятых непосредственно с фресок, что помогает понять профессиональную кухню реставратора и копииста. Часть — в виде копий-реконструкций, выполненных темперой в технике, наиболее приближенной к оригиналу, и позволяющих представить себе эти памятники в первоначальном виде. Небольшой второй этаж воспроизводит интерьер мастерской иконописца — тут показаны копии значимых икон, выполненные Овчинниковым (в том числе «Деисус» XIV века из псковской церкви Святой Варвары, «Вознесение» XIII века из Сванетии и «Ангел „Златые власы“» из Государственного Русского музея), и материалы мастера, в том числе натуральные минералы, которые художник перетирает для получения красок.

В официальной церемонии открытия 6 декабря приняли участие министр культуры РФ Владимир Мединский и директор Центра Грабаря Дмитрий Сергеев, а для широкой публики Иконотека А.Н.Овчинникова будет открыта после Нового года — здесь планируется проводить экскурсии по экспозиции, научные конференции, лекции по истории искусства, мастер-классы по реставрации и копированию фресок. По словам Адольфа Овчинникова, таким образом наконец-то исполнено желание самой Веры Мухиной, которая просила не превращать мастерскую в музей, а сделать ее пространством творчества для молодых художников.

Организация иконотеки — яркий пункт в чреде мероприятий к 100-летию ВХНРЦ, основанного по инициативе художника и искусствоведа Игоря Грабаря. В преддверии юбилея центр планирует ребрендинг и расширяет сферу деятельности, в частности здесь подготовлено несколько образовательных программ для реставраторов, и в следующем году центр намерен обратиться за получением лицензии на их проведение.

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+