18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Реставрировать восточную живопись Эрмитажа будут в новом пространстве

№59
Материал из газеты

Лаборатория научной реставрации восточной живописи музея переехала в Запасный дом на Дворцовой набережной. Руководитель подразделения Елена Шишкова рассказала об особенностях работы с произведениями и текущих проектах

Лаборатория, руководимая Еленой Шишковой, как самостоятельное подразделение сравнительно молода: она появилась в 1998 году. Здесь занимаются реставрацией различных по материалам и техникам исполнения памятников живописи из Индии, Китая, Монголии, Пакистана, Японии, государств Средней Азии, Бурятии и Калмыкии. 

Техника живописи на бумаге и шелке, как и ее художественные приемы, непривычна для европейского искусства. По словам Елены Шишковой, чтобы понимать технологию создания этих памятников, надо в первую очередь изучить материалы, которых нет в Европе и России. В Эрмитаж шелк, бумагу и инструменты привозят из Японии и Китая. «Я пришла к твердому убеждению, что эти направления живописи нужно изучать в тех странах, откуда они происходят», — говорит руководитель лаборатории. 

Ее сотрудники дважды ездили стажироваться в шанхайский музей, а в 2012 и 2016 годах реставраторы из Шанхая проводили в Эрмитаже мастер-классы по реставрации свитков. Китайские мастера традиционно работают на столах «императорского» красного цвета с закругленными углами — такие же были изготовлены в России по заказу Эрмитажа. А для работы с японской живописью здесь вскоре появится свое оборудование — низкие буковые столы и татами.

Одно из главных сокровищ эрмитажного отдела Востока — памятники VIII–XIV веков из Дун-Хуана, Турфана и Хара-Хото во Внутренней Монголии, открытые в начале ХХ века археологическими экспедициями Петра Козлова и Сергея Ольденбурга. По словам Шишковой, «Голубой Будда» из Хара-Хото относится к тем памятникам, над которыми работают не один год. Шесть столетий этот свиток пролежал в земле — обрамление было утрачено, но живопись сохранилась, минеральные краски до сих пор поражают красотой и насыщенностью цвета. Верхний левый угол отрезан (когда буддийская икона ветшает, обычно ее разрезают на куски и раздают верующим). Изображение написано клеевыми красками на ткани, покрытой тонким грунтом (эта техника позволяла сворачивать и разворачивать свиток много раз). В свое время «Голубой Будда» был приклеен на картон, теперь реставраторы должны расслоить картон с оборота и снять его, убрав кусочки клея и наслоения глины. Но прежде всего икона была осторожно очищена. Только после укрепления живописи будут ясны дальнейшие шаги. «Главное с археологическим памятником — не перейти грань допустимого вмешательства», — считает Шишкова. 

Сейчас в лаборатории заканчивается реставрация двух китайских свитков, на одном из которых изображен кот, а на другом — старец. Оба свитка — массовая продукция начала XIX века, достались они музею в очень плохом состоянии. Имея дело с подобными экспонатами, молодые специалисты быстрее постигают тонкости технологий.

Идет здесь работа и над императорским альбомом рисунков и каллиграфии первой половины XVIII века «Путешествие императора Цяньлуна на юг Китая». По традиции китайский император со свитой путешествовал по стране и описывал все места и дворцы, где останавливался. Приобретенный Эрмитажем альбом состоит из 29 листов, переплетенных по-китайски «бабочкой», включает 15 рисунков, хотя часть их была утрачена. Листы оказались склеены, но живопись не затронута, поэтому Елена Шишкова и хранитель Кира Самосюк решили сохранить изображения, не нарушая образа памятника. Рисунки были сняты с альбомных листов, раздублированы и очищены от плесени. Минеральные краски — подверженные осыпанию лазурит и малахит в пигментах — предварительно были закреплены. Чтобы подготовить листы для основы взамен разрушенных, реставраторы должны дублировать шесть слоев бумаги, и лишь затем для рисунков будет сделано новое обрамление. 

«В реставрации восточной живописи не должно быть никаких изобретений. Нужно только вдумчиво изучить многовековой опыт восточных мастеров, до мелочей отработавших каждую операцию. Знание современных технологий и материалов способно облегчить процесс работы, но не заменит традиционных восточных методик», — считает Елена Шишкова, основываясь на своей практике. 

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
3
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
4
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
5
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
6
Дрезден — место, где изобрели красоту
Иоганн Вольфганг фон Гёте писал, что столица Саксонии возродила в нем желание думать об искусстве. Если с гением сработало — сработает и с вами
03.05.2024
Дрезден — место, где изобрели красоту
7
Звезды на Met Gala 2024
Институт костюма Метрополитен-музея провел традиционный Met Gala, который можно назвать увертюрой к открывающейся вслед выставке о моде
07.05.2024
Звезды на Met Gala 2024
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+