Редакция газеты The Art Newspaper Russia подвела итоги 2017 года и сформировала лонг-лист претендентов на премию, по пять номинантов в каждой из категорий. Этот выбор отражает независимое мнение газеты и сформирован на основе опроса редакции. Один из важных критериев выбора победителей — включенность номинируемого проекта в мировой художественный контекст, его значение для представления российского искусства в международном арт-пространстве.
Издатель международной сети The Art Newspaper Инна Баженова:
«Премия вручается уже в шестой раз. Мы рады, что она получила признание и мы можем не только рассказывать о событиях в мире искусства, но и в какой-то мере влиять на них. Выбирать номинантов и особенно лауреатов всегда непросто, но иметь такую возможность — большое счастье. Это значит, что в нашей стране проходят прекрасные выставки, открываются и развиваются музеи, издаются книги, возрождаются картины и фрески, и все это происходит благодаря прекрасным людям».
Главный редактор The Art Newspaper Russia Милена Орлова:
«2017-й год в мире искусства, несомненно, прошел под знаком 100-летия революции — ведущие музеи не только в России, но и за рубежом отметили эту дату достойными выставками, так в наш лонг-лист попала Королевская академия художеств в Лондоне. В России мы наблюдаем настоящий музейный бум. Наши музеи расширяются, проводят ребрендинги, привлекают новую аудиторию, причем это касается не только таких тяжеловесов, как Третьяковка и ГМИИ им. Пушкина, но и частных музеев, которые тоже присутствуют в лонг-листе. Что касается книг, то впервые в лонг-лист попала книга на английском языке, но посвященная самым хрестоматийным русским художникам — от Венецианова до Репина. А в номинацию „Реставрация“ мы посчитали важным включить не только отреставрированные раритеты, но и памятник под угрозой исчезновения — церковь с фресками XV века в Мелётове, так как рассчитываем привлечь к этой проблеме больше внимания».
Шорт-лист премии будет сформирован в январе 2018 года, в него войдут по три финалиста в каждой из пяти номинаций. Церемония награждения лауреатов состоится 28 февраля 2018 года. По традиции мероприятие пройдет в Центральном Манеже в Москве.
«ВЫСТАВКА ГОДА»
«Оттепель». Государственная Третьяковская галерея, Новая Третьяковка, Москва (Россия). 16 февраля — 12 июня 2017
Директор музея: Зельфира Трегулова
Кураторы выставки: Юлия Воротынцева, Анастасия Курляндцева, Кирилл Светляков
Выставка, посвященная эпохе оттепели в советской истории (1953–1968), ставила себе задачей интерпретировать различные процессы, происходившие в тот период в культуре и обществе. В соответствии с кураторским замыслом экспозиция образовывала единую инсталляцию, куда были включены не только художественные произведения, но и бытовые предметы, образцы дизайна, видеопроекции. Семь тематических разделов («Лучший город Земли», «Международные отношения», «Разговор с отцом», «Освоение», «Новый быт», «Атом — космос», «В коммунизм!») охватывали наиболее значимые или популярные сюжеты эпохи.
Время, именуемое оттепелью, было полно внутренних противоречий, и до сих пор отношение к нему в обществе нельзя назвать однозначным. Устроители выставки взялись проанализировать исторический феномен в более широком диапазоне, чем это принято в художественных музеях. Множество непривычных для залов Третьяковской галереи экспонатов и сама мозаичная структура экспозиции воспринимались как яркий кураторский эксперимент, оценить который помогала обширная образовательная программа и выпущенная к выставке книга.
«Революция. Русское искусство 1917–1932 годов». Королевская академия художеств, Лондон (Великобритания). 11 февраля — 17 апреля 2017
Президент академии: Кристофер Ле Брюн
Генеральный директор академии: Чарльз Сомарез Смит
Кураторы выставки: Энн Дюма, Джон Милнер, Наталия Мюррей
Юбилей революционных событий в России послужил хорошим поводом, чтобы продемонстрировать в Лондоне панораму раннего искусства Страны Советов. В качестве своеобразного прототипа этого проекта выступала выставка 1932 года, посвященная 15-летию революции и прошедшая в Русском музее (ее устройством ведал художественный критик Николай Пунин). В частности, около 30 архитектонов и картин Казимира Малевича были показаны в Лондоне именно таким образом, как некогда задумывалось для Ленинграда. Однако произведениями авангарда (среди авторов — Василий Кандинский, Любовь Попова, Александр Родченко, Владимир Татлин) дело не ограничилось. В залах академии были представлены работы Исаака Бродского, Александра Дейнеки, Екатерины Зерновой, Бориса Кустодиева, Кузьмы Петрова-Водкина и многих других художников — всего было показано 200 произведений из Русского музея, Третьяковской галереи и частных коллекций.
Устроители стремились продемонстрировать британской публике срез искусства, которое ей мало знакомо. Если работы отдельных художников русского авангарда нередко присутствуют на выставках в Европе и Америке, то творчество многих их современников и соотечественников во многом еще terra incognita для западных зрителей. Несмотря на то что концепция выставки подразумевала определенный идеологический ракурс, все же можно утверждать, что интерес к ней определялся не только фактами политической истории, но и художественными аспектами. Стоит добавить, что выставка широко и обстоятельно освещалась в британских средствах массовой информации.
IV Уральская индустриальная биеннале современного искусства. Уральский филиал РОСИЗО — ГЦСИ, Екатеринбург (Россия). Основной проект на Уральском приборостроительном заводе; различные площадки в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Тюмени. 14 сентября — 12 ноября 2017
Комиссар биеннале: Алиса Прудникова
Куратор основного проекта: Жоан Рибас (Португалия)
Темой очередной Уральской индустриальной биеннале стала «Новая грамотность». Имелось в виду, что индустриальная революция постепенно перерастает в цифровую и это требует от социума в целом и от каждого в отдельности адаптации и новых навыков. Куратор основного проекта организовал экспозицию в рамках трех разделов: «Изображение как свидетель», «Хореографии капитализма» и «Сопротивляющееся слово». Как и прежде, биеннале продолжает культивировать участие представителей многих стран: на этот раз были представлены 60 художников и арт-групп из 12 государств.
С момента основания в 2010 году биеннале в Екатеринбурге держится линии, подчеркнутой словом «индустриальная». Современное искусство здесь перелагается на язык производства, фабричности, технологии и всего, что с этим сопряжено. Региональный арт-проект вошел в число наиболее значимых для художественной жизни страны в целом и стал известен на международной сцене. Местные тренды набирают устойчивость и перерастают в традицию; помимо основного проекта (всегда в разных местах города), поддерживается практика арт-резиденций, выездных выставок, коллаборации с другими городами Урала и Сибири.
«Цай Гоцян. Октябрь». Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Москва (Россия). 13 сентября — 12 ноября 2017
Директор музея: Марина Лошак
Куратор выставки: Александра Данилова
Всемирно известный китайский художник Цай Гоцян (р. 1957) создавал эту серию работ специально для Пушкинского музея в Москве. Проект под названием «Октябрь» был приурочен к 100-летию революции 1917 года, однако автор прямому высказыванию предпочел метафорические решения. Выставка начиналась с инсталляции «Осень» из детских колясок и кроваток перед входом в музей и продолжалась в основном здании столь же эффектными инсталляциями и пороховыми картинами, которыми знаменит Цай Гоцян.
Представляется важным, что к осмыслению феномена русской революции подключился художник из Китая — страны, на чей исторический путь в ХХ веке события 1917 года повлияли особым образом. И не менее примечательно, что для своего проекта Цай Гоцян выбрал интонации философские и отчасти лирические, образно сопоставив мечты и чаяния отдельного человека с утопическими идеалами преобразования мира. Дополнительное обаяние выставке придало то обстоятельство, что автор, работая с формами современного искусства, сумел органично и эффектно внедрить их в классическое музейное пространство.
«Ян Фабр: рыцарь отчаяния — воин красоты». Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург (Россия). 22 октября 2016 — 9 апреля 2017
Директор музея: Михаил Пиотровский
Куратор выставки: Дмитрий Озерков
Знаменитый бельгийский художник, перформансист, писатель, хореограф, драматический и оперный режиссер Ян Фабр (р. 1958) представил в Эрмитаже свой проект, который подразумевал диалог современного искусства с классическим. В пространства Зимнего дворца и Главного штаба были внедрены многочисленные работы Фабра, в большинстве случаев ассоциируемые и рифмующиеся с экспонатами музея. Чаще всего акценты ставились рядом с произведениями фламандских художников, соотечественников автора, и исполнялись в тональности vanitas (суета, тщеславие).
Выставки в жанре «музейной интервенции», уже довольно давно популярном за пределами России, для нас все еще редкость. В некотором смысле Эрмитаж пошел на радикальный эксперимент — и последствия тоже выглядели радикальными. Зоозащитники вдруг объединились с ревнителями музейных традиций, разразился медийный скандал с требованием досрочно закрыть выставку Фабра. Между тем поклонников у нее тоже набралось немало. По мнению редакции TANR, этот эрмитажный опыт чрезвычайно любопытен и эстетически, и социально.
МУЗЕЙ ГОДА
Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства
Москва, ул. Делегатская, д. 3
Директор музея: Елена Титова
Музей на Делегатской ищет новые формы работы, не только занимаясь научными исследованиями, но и стремясь к диалогу со зрителями и расширению привычной аудитории. Свою нынешнюю структуру музей приобрел в 1999 году, когда были объединены коллекции Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, основанного в 1981 году, и Музея народного искусства им. С.Т.Морозова (бывшего Кустарного музея), основанного в 1885 году, а также библиотечные и архивные фонды НИИ художественной промышленности.
Долгое время декоративно-прикладное искусство у нас в стране пребывало на периферии общественного интереса. Но многое меняется — сегодня эта сфера привлекает повышенное внимание крупнейших международных музеев, и ВДПНИ явно претендует на лидерскую роль в этой сфере в России. Здесь пересматривают прежнюю миссию, стараясь увлечь публику новыми перспективами. В частности, недавно при музее открылся Центр моды и дизайна, где планируется реализовывать разного рода образовательные и выставочные проекты. Обновлена и постоянная музейная экспозиция, рассматривающая многогранное понятие «русского стиля».
Государственная Третьяковская галерея
Москва, Лаврушинский пер., д. 10
Директор музея: Зельфира Трегулова
Третьяковская галерея — один из старейших в стране и наиболее значительных музеев национального искусства. В состав этого музейного объединения, помимо исторического здания и Инженерного корпуса в Лаврушинском переулке, входит пространство на Крымском Валу, недавно получившее название «Новая Третьяковка», и ряд малых музеев.
В последнее время Третьяковская галерея динамично развивается, причем сразу по нескольким направлениям. Яркая выставочная программа — из крупных проектов 2017 года упомянем «Оттепель», «Зинаида Серебрякова», «Дмитрий Жилинский. Ближний круг», «Джорджо де Кирико. Метафизические прозрения», «Некто 1917», «Эль Лисицкий. El Lissitzky» (совместно с Еврейским музеем), а также основной проект «Заоблачные леса» Московской биеннале современного искусства — не ограничивается пределами столицы. Например, в Казани прошла выставка «Гений века», устроенная в рамках долгосрочного партнерства музея с Республикой Татарстан. Налажено сотрудничество и с другими российскими регионами.
Музей провел смелый ребрендинг, приняв новый логотип. Отметим и успех просветительской программы «Интенсив XX» в Московском метрополитене, включавшей в себя музейный поезд и дизайнерское оформление станции «Парк культуры». В Новой Третьяковке трансформировано пространство для посетителей, в Инженерном корпусе открылся кинотеатр со специально подобранным репертуаром. В 2018 году завершится строительство нового музейного здания на Кадашёвской набережной. Важная новость конца 2017-го — включение в постоянную экспозицию ГТГ легендарного махолета Владимира Татлина «Летатлин».
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
Москва, ул. Волхонка, д. 12
Директор музея: Марина Лошак
Открытый в 1912 году в качестве образовательного учреждения при университете, музей первоначально обладал коллекцией преимущественно слепков и копий произведений мировой художественной культуры. За последующие десятилетия ГМИИ превратился в настоящую сокровищницу с богатейшими фондами. Нынешний музейный ансамбль на Волхонке работает с большой интенсивностью; параллельно идет расширение территории со строительством и реконструкцией ряда зданий по программе создания музейного городка.
Сегодняшняя жизнь музея во многом определяется процессами строительства и реконструкции, однако для внешней аудитории они мало заметны. Никакой паузы в деятельности ГМИИ не предусмотрено — более того, его публичная деятельность становится все разнообразнее и весомее. В первую очередь это касается выставок. В 2016–2017 годах здесь состоялись знаковые для российских зрителей показы — упомянем хотя бы «Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе», «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945–1968», «Сокровища Нукуса», «Джорджо Моранди», «Грузинский авангард: 1900–1930-е. Пиросмани, Гудиашвили, Какабадзе и другие художники», «Цай Гоцян. Октябрь», «Густав Климт. Эгон Шиле. Рисунки из музея Альбертина (Вена)», «Хаим Сутин. Ретроспектива».
В уходящем году в рамках параллельной программы Венецианской биеннале Пушкинский представил специальный международный проект «Человек как птица. Образы путешествий», посвященный современному медиаарту. Не забыты и привычные, традиционные для этого музея форматы: очередной музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» сопровождается выставкой «Передвижники и импрессионисты. На пути в ХХ век», куратором которой выступила легендарный президент ГМИИ Ирина Антонова.
Музей современного искусства «Гараж»
Москва, ул. Крымский Вал, д. 9, стр. 32
Основатель музея: Дарья Жукова
Директор музея: Антон Белов
Главный куратор: Кейт Фаул
С момента основания в 2008 году «Гараж» не просто претендует на статус модного места, но и позиционирует себя как важную институцию по всему спектру вопросов современного искусства. С этой ролью музей успешно справляется, инициируя множество событий и процессов, имеющих первостепенное значение для архивации, изучения и популяризации современного искусства — российского и зарубежного.
Здесь показывают значимые тематические и персональные выставки. В 2017 году особым интересом и вниманием публики пользовались Триеннале российского современного искусства (этот проект станет регулярным) и грандиозное шоу звезды японского искусства Такаси Мураками «Будет ласковый дождь». Стоит отметить также выставки «Музыка на костях», «Худпром Конго: живопись для народа», «Холин и Сапгир. На правах рукописи», «Твой возраст и мой возраст и возраст радуги» Уго Рондиноне, «Дэвид Аджайе: форма, масса, материал», «Облако ложного прочтения» Рэймонда Петтибона.
Здесь традиционно сильна образовательная программа для детей и взрослых, открыта для общего доступа богатейшая библиотека по современному искусству. Платформа под названием «Архив „Гаража“» проводит многогранные исследования недавней художественной истории. С 2012 года действует собственная грантовая программа для молодых художников, а в 2016-м была запущена еще и грантовая программа «Искусство и технологии» в партнерстве с BMW. Не первый год продолжается и совместная издательская программа «Гаража» и Ad Marginem Press, которая была отмечена премией нашей газеты в 2015-м.
Музей Фаберже
Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, д. 21
Основатель музея: Виктор Вексельберг
Директор музея: Владимир Воронченко
Музей Фаберже открылся в Санкт-Петербурге осенью 2013 года. Он расположился в отреставрированном Шуваловском дворце, одном из красивейших зданий города. Основой коллекции музея стали императорские пасхальные яйца, изготовленные до революции фирмой Карла Фаберже и десятилетия спустя приобретенные в США Виктором Вексельбергом. Своей целью, впрочем, музей провозглашает не только демонстрацию этих сокровищ, но и всяческое содействие сохранению, изучению и популяризации культурного наследия. Сегодня собрание Музея Фаберже насчитывает более 4 тыс. единиц хранения.
С момента открытия музей представляет публике значительную часть своей коллекции, главным образом связанную с историей российской императорской фамилии. Однако в последние годы наметилась тенденция к расширению сферы деятельности, в частности заметен акцент на привлечение зарубежных проектов. Вслед за чрезвычайно посещаемой выставкой 2016 года «Фрида Кало. Живопись и графика из собраний Мексики» в 2017-м здесь прошли не менее популярные показы «Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик» и «Модильяни, Сутин и другие легенды Монпарнаса». Это позволило музею войти в число лидеров среди культурных институций Петербурга по привлекательности для зрителей.
РЕСТАВРАЦИЯ ГОДА
Фрески церкви Успения Пресвятой Богородицы в Мелётове
Работы выполнили: Межобластное научно-реставрационное художественное управление
Храм XV века в селе Мелётово Псковской области является эталонным памятником псковской архитектуры и живописи эпохи расцвета местной школы. Созданные в 1465 году росписи уникальны по своим художественным качествам и иконографии: ряд сюжетов не имеет аналогов в византийском и древнерусском искусстве. На протяжении лета и начала осени 2017 года реставраторы проводили экстренные противоаварийные работы по спасению фресок.
Ученым пришлось бить тревогу и взывать к властям, когда стало понятно, что церковь в Мелётове может обрушиться уже нынешней зимой. Проблема усугублялась тем, что в октябре 2017-го подведомственная Министерству культуры РФ структура неожиданно отменила конкурс на разработку научно-проектной документации для предстоящей реставрации храма. Благодаря усилиям специалистов и всех заинтересованных лиц (в частности, Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. И.Э. Грабаря провел выставку, посвященную этому храму, а The Art Newspaper Russia не раз публиковала материалы на эту тему) критическая ситуация была преодолена, церковь — возвращена в план министерства по реставрации, обещано выделение средств на необходимые работы по спасению фресок и здания.
Комплекс зданий и сооружений станций Московской окружной железной дороги (1903–1908). Станции Андроновка, Белокаменная, Владыкино, Воробьевы Горы, Канатчиково, Кожухово, Кутузово, Лефортово, Лихоборы, Пресня, Серебряный Бор, Угрешская, Черкизово
Пользователь: ОАО «РЖД»
Научно-методическое руководство: Татьяна Балясникова, Лев Павловский, Татьяна Родина, Татьяна Семенова, ООО «Международный центр „Проект Цвет Дизайн“»
Московская окружная железная дорога (МОЖД) была построена в 1903–1908 годах по проекту инженера Петра Рашевского, станции в основном были спроектированы архитекторами Александром Померанцевым и Николаем Марковниковым. Дорога была построена как грузовая, однако до 1934 года перевозила и пассажиров. Здания станций и служебные постройки (будки, водонапорные башни, ремонтные мастерские, казармы) были возведены в едином стиле московский модерн, который нередко маскировал их сугубо служебное предназначение.
В 2011 году РЖД и правительство Москвы учредили компанию по реконструкции МОЖД. В 2015 году РЖД покинула проект, ее долю выкупили столичные власти, однако исторические постройки остались в ведомстве РЖД. Движение по дороге, вошедшей в систему городского метрополитена как Московское центральное кольцо (МЦК), началось в 2016 году.
Сохранившиеся здания МОЖД имеют статус объектов культурного наследия. В 2016–2017 годах на них были проведены наружные реставрационные работы, вернувшие зданиям первоначальный вид. К счастью, вся историческая документация сохранилась, в том числе «Альбом исполнительных типовых чертежей» 1903–1908 годов. Благодаря этому точно восстановлена, в частности, историческая раскраска зданий — терракотовая с белыми деталями (последние десятилетия большинство построек были голубыми). Теперь все павильоны: от чисто технических будок централизации до праздничного вокзала станции Воробьевы Горы — выглядят точно так же, как 100 лет назад. Многие из них можно рассмотреть из окон электропоездов МЦК.
Конклюзия «Апофеоз царствования Анны Иоанновны»
Работы выполнили: Государственный исторический музей (директор Алексей Левыкин), Государственный научно-исследовательский институт реставрации (директор Дмитрий Антонов)
Руководитель работ по консервации и реставрации в ГосНИИР: Мария Чуракова
Художники-реставраторы: Екатерина Алешкина, Софья Мартьянова, Елена Юровецкая
Подрамник и киот: Артем Романов
Технико-технологические исследования: Ирина Кадикова, Екатерина Морозова
Фотофиксация: Антон Михайлов
Реставрация живописного слоя в ГИМ: Ирина Крылова
Конклюзия «Апофеоз царствования Анны Иоанновны», посвященная русско-турецкой войне 1735–1739 годов, была создана в Киеве неизвестным автором тогда же, предположительно в 1737-м. Произведение выполнено на шелковой основе из трех сшитых кусков (общий размер 170х145 см) с использованием масляных красок, темперы, позолоты и чернил. В начале ХХ века конклюзия принадлежала князю Феликсу Юсупову, с 1930 года она находится в собрании Государственного исторического музея.
Реставраторы музея и ГосНИИР укрепили шелковое полотно, подрамник и киот, очистили от загрязнений и провели реставрацию красочного слоя. Отметивший в 2017 году 60-летие ГосНИИР — один из главных российских реставрационных центров, где разрабатываются стандарты и методики работы с самыми сложными техниками и предметами. Конклюзия «Апофеоз царствования Анны Иоанновны» как раз такой случай.
Конклюзией назывался жанр, основанный на соединении литературы и живописи; для него характерно сочетание аллегорической композиции с текстом, в котором содержится комментарий к изображению. «Апофеоз царствования Анны Иоанновны» является важным аллегорически насыщенным и художественно выразительным образцом искусства послепетровской эпохи. Еще до революции произведение неоднократно реставрировалось без учета его технико-технологических особенностей, что в немалой степени осложнило нынешние работы.
Главное здание усадьбы Ивана Прове (Москва, Новая Басманная ул., д. 22/2, стр. 1)
Работы выполнило: ООО «Возрождение»
Автор и руководитель проекта: Наталия Сафонцева
Городская усадьба на Новой Басманной была построена в 1895 году по проекту архитектора Карла Треймана для семьи аптечного магната Ивана Прове. В 2002 году главное здание усадьбы решением московского правительства было передано Московскому государственному академическому камерному хору («хору Минина») для репетиционной и концертной деятельности. Фактически реставрационные работы велись с 2016 года, их заказчиком выступил сам камерный хор. В ноябре 2017-го Культурный центр «Минин-хор» вселился в отреставрированный особняк.
Несмотря на статус объекта культурного наследия, состояние здания до реставрации было плачевным. В ходе реставрационных работ восстановлены архитектурно-лепной декор интерьеров и панели из ценных пород дерева, воссозданы декоративные детали решеток, крестов, дверных полотен и ставней, облицовка искусственным мрамором, выполнено золочение сусальным золотом металлических поверхностей, произведены отделка и лакировка поверхности мебели из ценных пород дерева. Функционально особняк приспособлен к деятельности камерного хора, однако реставрация велась с максимальным приближением к первоначальному облику интерьеров.
Полотно Вильгельма Котарбинского «Оргия»
Работы выполнил: Государственный Русский музей (директор Владимир Гусев)
Группа реставраторов: Марат Дашкин (руководитель проекта), Наталия Романова, Мария Солдатенкова
Картина, написанная художником Вильгельмом Котарбинским (1848–1921) в середине 1890-х, была приобретена Русским музеем императора Александра III в 1898 году. После временной заклейки красочного слоя бумагой в 1926 году она хранилась в фондах музея накатанной на вал. Во время подготовки к выставке «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме» полотно было впервые за более чем 90 лет раскатано и осмотрено. Реставраторы зафиксировали чрезвычайно проблемное состояние красочного слоя. На протяжении 2017 года после тщательных исследований с лицевой поверхности картины удалили бумагу и произвели полное укрепление красочного слоя с глубинной пропиткой.
Крупнейшее произведение русского живописца польского происхождения Вильгельма Котарбинского было много десятилетий скрыто от глаз не только зрителей, но и музейных специалистов. Несмотря на сложности (в частности, наличие очагов расслоения красочного слоя), реставраторы в короткий срок проделали комплекс необходимых работ. Полотно размером 300х500 см, натянутое на новый подрамник и вставленное в специально заказанную для него раму, наконец приобрело экспозиционный вид.
КНИГА ГОДА
«Вклад. Художественное наследие Строгановых XVI–XVII веков в музеях Сольвычегодска и Пермского края» (Пермь: Пермская государственная художественная галерея, 2017)
Издана в рамках программы «Первая публикация» Благотворительного фонда В.Потанина
Авторы концепции: Ксения Велиховская, Евгений Корнеев, Зинаида Мехреньгина, Юлия Тавризян, Татьяна Юдкевич
Фундаментальный альбом «Вклад» повествует о культурно-историческом наследии рода Строгановых, или, если говорить точнее, о сольвычегодской и пермской его части в хронологических рамках XVI–XVII веков. Сразу после того, как в 1515 году купцы-промышленники Строгановы основали на реке Вычегде первые солеварни, здесь стала развиваться художественная культура, связанная с украшением Благовещенского собора. Именно в Сольвычегодске выросла и окрепла знаменитая строгановская школа иконописи, сложились традиции лицевого шитья и серебряного дела, возникла школа усольской эмали. В книге, которая готовилась на протяжении пяти лет, подробно исследуются все грани и оттенки тех исторических процессов.
Богато иллюстрированное издание стало результатом долгого и основательного межмузейного сотрудничества. Этот альбом служит ярким примером того, насколько плодотворным может быть партнерство музейных специалистов из различных институций, когда перед ними стоит общая задача. Изучение и популяризация наследия Строгановых позволяют лучше понять и оценить культуру Русского Севера — одного из корневых явлений отечественной культуры в целом.
Издательство «Барбарис» по совокупности книг, выпущенных в 2017 году
Основатель и владелец издательства: Ирина Тарханова
«Барбарис» — чрезвычайно удачный и выразительный пример авторского издательства, когда «репертуарная политика» полностью определяется пристрастиями и вкусами одного человека. В данном случае эту роль исполняет книжный художник Ирина Тарханова, основавшая собственное издательство в 2011 году. Здесь культивируются оригинальные форматы, неожиданные герои и авторы, необычные способы взаимодействия с аудиторией. Среди изданий «Барбариса», увидевших свет в 2017-м, отметим сборник «Белый гром зимы. Владимир Стерлигов, Ирина Потапова. 1939–1943», вторую книгу двухтомника «Алиса Порет. Записки, рисунки, воспоминания», завершение трилогии «По Италии с Сировским», серию «Бедные книги» с иллюстрациями Ирины Затуловской.
Небольшое, «камерное» издательство вряд ли может адресовать свою деятельность массовой, миллионной читательской аудитории, зато способно стать нишевой институцией и привлекать людей с определенными, в чем-то схожими запросами. «Барбарис» — в чистом виде интеллигентское издательство, работающее для тех, кто любит и ценит художественную культуру не в общем виде, а в нюансах, любопытных подробностях и жанровых поворотах.
Rosalind Polly Blakesley. «The Russian Canvas. Painting in Imperial Russia 1757–1881» (Yale University Press, 2016)
Монументальный труд британского искусствоведа Розалинд Полли Блейксли посвящен исследованию русской национальной школы живописи XVIII и XIX столетий. Книга охватывает период с 1757 года, когда была основана Императорская академия художеств в Санкт-Петербурге, по 1881-й, год убийства Александра II. Автор рассматривает процессы, происходившие в тогдашней художественной жизни России, и обстоятельно характеризует как отдельных живописцев, так и возникавшие сообщества, например Товарищество передвижных художественных выставок. Издание содержит многочисленные иллюстрации.
В британской прессе эту работу назвали «долгожданной и впечатляющей». Впервые на английском языке появилась книга, где столь подробно и объективно рассказано о том периоде русского искусства, который мало известен читателям и зрителям за пределами России. Хрестоматийные для отечественной аудитории фигуры: Карл Брюллов, Алексей Венецианов, Илья Репин, Алексей Саврасов и десятки других — представлены в этом издании не только как знаменитости местного масштаба, но и как художники, значимые для мирового искусства в целом. Необходимо добавить, что книга блестяще написана с точки зрения языка и стиля.
Виктор Пелевин. «iPhuck 10» (М.: Издательство «Э», 2017)
Автор культовых романов «Омон Ра», «Generation „П“» свой новый текст посвятил рынку искусства. Тема в современной российской художественной литературе нечастая. Главные герои романа — куратор и арт-дилер, работающая под творческим псевдонимом Маруха Чо, и искусственный интеллект в облике Порфирия Петровича, служащего Полицейского управления. В тексте есть многочисленные намеки на художников, мы разглядели в них Сергея Бугаева Африку и московских концептуалистов группы «Гнездо»; не считая Марка Ротко, своим именем назван акционист Петр Павленский.
Особое удовольствие читателю доставляют фирменные пелевинские характеристики явлений, событий и персонажей, которые оказываются невероятно актуальными. «Современное искусство нельзя определить, его можно только описать. В зависимости от наших целей описание может быть очень разным» — этот ироничный пассаж идеально дополняет усилия современников, от российского министерства культуры до статусных западных авторов. Блестяще в романе выведены и колоритные фигуры коллекционеров современного искусства и галеристов. Вслед за автором подчеркнем, что субъектами его романа являются не реальные явления или персонажи, а образы массового сознания — что для нас важное подтверждение глубины, на которую в него внедрилось современное искусство. Благодаря своему таланту и тиражам Виктор Пелевин становится одним из главных популяризаторов сложных коллизий современного мира искусства.
Андрей Хлобыстин. «Шизореволюция: Очерки петербургской культуры второй половины ХХ века» (СПб.: Издательство «Борей Арт», 2017)
Художник и искусствовед Андрей Хлобыстин на протяжении многих лет выступал в качестве архивариуса петербургского независимого искусства, будучи при этом свидетелем и участником ряда важных событий. Своего рода итогом его наблюдений и исследований стала книга «Шизореволюция», где рассматриваются различные феномены из сферы неофициальной культуры 1980–1990-х.
В этом внушительном труде автор рассматривает Ленинград-Петербург как особый город — не только культурную столицу в привычном смысле, но и оплот всяческих андерграундных, контркультурных, эпатажных движений. Андрей Хлобыстин не обходит вниманием ни один из заметных питерских трендов прежних лет, будь то рок-музыка, сквоты или молодежные группировки. Более всего автору интересны процессы, происходившие в художественной жизни города трех революций, и даже сам исследуемый период Хлобыстин не без парадокса именует «русской шизореволюцией».
ЛИЧНЫЙ ВКЛАД
Алексей Ананьев
Основатель Музейно-выставочного комплекса «Институт русского реалистического искусства» в Москве
Владелец крупнейшей в России публичной частной коллекции соцреалистического (и шире, советского) искусства, Алексей Ананьев в декабре 2011 года открыл Музейно-выставочный комплекс «Институт русского реалистического искусства» в одном из старинных корпусов отреставрированной Московской ситценабивной фабрики. Помимо выставочной и образовательной деятельности в стенах ИРРИ, Алексей Ананьев выступает инициатором гастрольных проектов. Главным из них в 2017 году стала передвижная художественная выставка «Окна в Россию. Шедевры семи поколений» (в партнерстве с Государственной Третьяковской галереей и Ингосстрахом). Более 100 полотен кисти Сергея Герасимова, Александра Дейнеки, Георгия Нисского, Юрия Пименова и других авторов отправились в тур по российским городам, от Калининграда до Владивостока. А в Екатеринбурге, Москве, Санкт-Петербурге и Сочи, благодаря усилиям тех же организаторов, зрители смогли увидеть мультимедийный проект «Шедевры без границ».
Наталия Опалева
Основатель и генеральный директор Музея Анатолия Зверева в Москве
Музей AZ — один из самых молодых в Москве, он был основан в 2013-м, а свои двери для зрителей открыл двумя годами позже. Музей обладает собственной коллекцией, в основу которой положено личное собрание Наталии Опалевой, а также дар Алики Костаки, дочери легендарного коллекционера. Поскольку здание на 2-й Тверской-Ямской улице невелико размером, институция предпочитает работать в формате временных выставок. На этом поприще ей быстро удалось достичь впечатляющих результатов. В 2017 году музей на своей территории реализовал проекты «Сказки Андерсена», «Игра», «Атака Дон Кихотов. Дали. Зверев» — кураторски выигрышные и сопровожденные эффектным дизайном. Не остались без внимания прессы и публики показы «в чужих стенах»: в Новом пространстве Театра наций состоялась зрелищная выставка «Прорыв в прошлое. Тарковский & Плавинский», а в конце года в новом выставочном зале Российского государственного архива литературы и искусства открылась экспозиция «Тебе — через сто лет…», приуроченная к 125-летию Марины Цветаевой, партнерство с Музеем AZ сыграло здесь чрезвычайно важную роль. В сентябре каталог коллекции Опалевой под названием «Советский Ренессанс» победил в конкурсе «Книга года» в номинации «Арт-книга».
Тамаз и Ивета Манашеровы
Коллекционеры, основатели фонда «U-Art: Ты и искусство» в Москве
Для развития меценатской деятельности Манашеровы в 2008 году основали культурно-благотворительный фонд U-Art, который долгое время был основным партнером Всероссийского конкурса в области современного искусства «Инновация». Фонд поддерживает проведение различных художественных выставок и музыкальных фестивалей, выпускает книги и фильмы об искусстве. Среди недавних и наиболее важных проектов, где Тамаз и Ивета Манашеровы выступили как инициаторы и соорганизаторы, — выставка «Грузинский авангард: 1900–1930-е. Пиросмани, Гудиашвили, Какабадзе и другие художники», проходившая в ГМИИ им. А.С.Пушкина с декабря 2016-го по март 2017-го.
Леонид Михельсон
Основатель фонда «Виктория — искусство быть современным» (V–A–C)
Фонд V–A–C, основанный в 2009 году, призван развивать современную российскую художественную культуру и содействовать ее продвижению на международной арт-сцене. Инициатива постепенно набирала обороты, и сейчас уже можно смело говорить о том, что фонд приобрел достаточный вес и солидную репутацию. V–A–C выступает партнером таких интернациональных форумов, как Венецианская биеннале и Manifesta, сотрудничает с Музеем Тейт и Whitechapel Gallery, поддерживает создание произведений современными авторами. В 2017 году фонд обзавелся собственным пространством в Венеции, в Палаццо на Дзаттере, где провел успешные выставки «пространство, сила, конструкция» и «Электрическая запятая». Будущий дом V–A–C в Москве — здание бывшей ГЭС-2 — активно реконструируется. Имеется у фонда и собственное издательство, ориентированное на выпуск книг о современном искусстве. В 2017 году фонд организовал проект «V–A–C Live: Тино Сегал»— работы художника были представлены в Государственной Третьяковской галерее и Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева, а также провел серию проектов в рамках программы «Карт-бланш».
Софья и Роман Троценко
Основатели Центра современного искусства «Винзавод» в Москве
В 2017 году Центр современного искусства «Винзавод», основанный супругами Троценко, отметил свое десятилетие. За эти годы он стал неотъемлемой и весьма значимой частью московского художественного ландшафта. Главный столичный арт-кластер пользуется неизменной популярностью у публики. Помимо деятельности базирующихся здесь ведущих российских галерей, «Винзавод» как художественная институция инициирует и реализует собственные проекты. В частности, юбилейный год отмечен циклом выставок «Прощание с вечной молодостью», курируемых Николаем Палажченко. Летом 2017-го запущен новый проект под названием «Открытые студии» — симбиоз арт-резиденции и интерактивного шоу. Продолжает активно работать площадка «Старт» для молодых и начинающих авторов. Умение совмещать успешную бизнес-модель с разнообразными некоммерческими программами — одна из отличительных черт «Винзавода», ставшего образцом для множества инициатив подобного рода по трансформации промзон в культурные кластеры.