18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Оцифровать значит сохранить

№60
Материал из газеты

Десять крупнейших музеев и культурных институций мира, в том числе Эрмитаж, подписали декларацию о сотрудничестве «Воспроизведение искусства и культурного наследия», апеллирующую к цифровым технологиям

В мире объединяют усилия по сохранению культурного наследия. Эту глобальную цель преследует подписанная в Музее Виктории и Альберта (V&A) международная декларация, касающаяся вопросов цифрового воспроизведения, документирования и в некоторых случаях копирования произведений искусства. Документ под названием ReACH (Reproduction of Art and Cultural Heritage — «Воспроизведение искусства и культурного наследия») в декабре 2017 года подписали ЮНЕСКО, Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург), Дворцовый музей (Пекин), Институт Варбурга (Лондон), Институт по сохранению культурного наследия Йельского университета (Нью-Хейвен), Лувр (Париж), Музей Ближнего Востока (Берлин), Смитсоновский институт (Вашингтон), V&A (Лондон) и художественный фонд Factum Arte (Мадрид). Вскоре, как ожидается, к нему присоединятся и другие музеи. 

Идею подсказала выставка V&A на Венецианской архитектурной биеннале в 2016 году: экспозиция «Хрупкий мир» на пике террористической активности ИГИЛ (запрещенная в России организация. — TANR) исследовала, как копии могут помочь сохранить культурное наследие, находящееся под угрозой, причем не только из-за войн, но и в связи с природными катаклизмами, изменением климата, последствиями массового туризма и просто течением времени.

Разработка ReACH была приурочена к 150-летней годовщине первой международной конвенции «о распространении по всему миру воспроизведений предметов искусства и использовании гипсовых слепков, фотографий и гальванопластики во благо музеев всех стран», которая была подписана в 1867 году в Эрмитаже. Финансовую поддержку процессу оказал российский фонд Зиявудина Магомедова «Пери», который прошедшим летом поддержал конференцию на ту же тему в Эрмитаже. «Тема не новая, она волновала единомышленников еще 150 лет назад, — сказал на ней Михаил Пиотровский, генеральный директор Эрмитажа, — но остается актуальной в современной Европе. Особенно сейчас, когда в мире гибнут памятники, мы призваны защищать культурное наследие, сохранить его для будущих поколений». 

Нынешняя редакция декларации принимает во внимание огромные возможности современных цифровых технологий, среди которых изображения ультравысокого разрешения, трехмерная печать, виртуальная реальность (VR) — все то, чему музеи исправно обучает Google Arts & Culture. В центре внимания ReACH — вопрос о создании цифровых копий работ при их документировании, особенно там, где произведения искусства оказались под угрозой разрушения или уничтожения. Директор V&A Тристрам Хант по этому поводу заметил, что обсуждение проблемы не должно ограничиться вопросами цифрового репродуцирования в западных странах. «Мы хотим глобального диалога, в первую очередь касающегося культурного наследия, оказавшегося в сложных обстоятельствах», — уточнил он.

Второй пункт декларации призывает поощрять учреждения культуры и отдельных граждан, создающих цифровой контент при условии открытого доступа к нему «для личного использования, некоммерческих исследований, образовательных и научных целей». Не ускользнула от внимания ReACH и проблема устаревания оборудования и программ — в будущем разработают стандарты, которые будут пересматриваться по мере развития технологий. В декларации подчеркивается, что сторонам, занятым цифровым воспроизведением или копированием предметов искусства, необходимо сотрудничать «для разработки систем, позволяющих обмениваться данными в границах всего мира». При подготовке текста рабочая группа ReACH активно консультировалась с международными экспертами по практическим вопросам: например, по поводу платформ для совместного использования архивов (Google, Wikimedia или другие).

В правовой области декларация затрагивает проблемы прав на воспроизведение работ, признания авторства, выплаты гонораров, лицензирования и борьбы с copyfraud — ложными претензиями авторов или учреждений в отношении произведений, признанных общественным достоянием; в этической сфере — то, как должны быть сделаны репродукции, чтобы не путать их с оригиналами.

На декабрьской конференции, посвященной подготовке текста декларации, много говорили о собственниках цифровых изображений и цитировали теоретика архитектуры Дэвида Гиссена, который считает, что ныне в 95% случаев наше первое знакомство с произведением искусства происходит по его цифровому воспроизведению. Это значит, что культурным институциям просто необходимо позаботиться о том, чтобы их коллекции были доступны в Сети, и не пытаться ограничивать права на использование изображений. 

Так, Мерете Сандерхофф из Государственного музея искусств в Копенгагене (SMK) рассказала, как они с коллегами отреагировали, увидев принадлежащие музею картины в сериале «Она же Грейс» (снят в 2017 году по роману Маргарет Этвуд): не стали суетиться и настаивать на упоминании в титрах, а просто добавили подробности про эти картины в статью о сериале в Википедии и получили гораздо больше пиара. SMK также предоставляет изображения музейных работ мобильным приложениям, чтобы можно было превращать их в новые произведения искусства.

Еще одним новатором музейного мира в области цифровых технологий считается амстердамский Рейксмузеум. Действующий с 2012 года проект Rijksstudio сегодня позволяет получить информацию и скачать в высоком разрешении фото 602 тыс. экспонатов из почти миллионной коллекции. Изображения можно использовать в любых целях, в том числе коммерческих. А еще музей, что весьма нетипично, не скрывает стоимость оцифровки — около €1,5 млн в год.

Высокая стоимость работ по оцифровке породила некое брожение в среде музейщиков. Например, директор V&A Тристрам Хант в недавнем интервью газете Times обратил внимание на то, какой это дорогостоящий процесс. «В музейном мире живо обсуждают опыт Метрополитен-музея и объем его инвестиций в оцифровку коллекции, ведь таким образом изымаются средства из других сфер музейной жизни», — отметил он. Между тем в рейтинге музеев, решивших выложить свои коллекции в Сеть, V&A находится среди лидеров. Описания почти всех из 1,2 млн экспонатов сегодня уже доступны онлайн, при этом 475 тыс. из них помещены в Интернет с изображениями. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
4
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+