18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Выставка одного из создателей фотографии Уильяма Тальбота впервые открывается в Москве

№60
Материал из газеты

Пушкинский музей не только возвращает английскому фотографу заслуженную славу пионера и изобретателя, но и открывает его зрителю как художника

Уильям Генри Фокс Тальбот (1800–1877) не успел: 19 августа 1839 года во Французской академии наук во всеуслышание заявили о правах Луи Дагера на изобретение фотографии. Даже друзья англичанина вроде ученого сэра Джона Гершеля признавали первенство француза: «Дагеротип — это чудо. По сравнению с ним Тальботовы фоторисунки — детский лепет». Подогреваемый такими отзывами и собственным уязвленным самолюбием, Тальбот вступил в жесткое соперничество с Дагером, маниакально снимая все вокруг, и создал тот самый знакомый нам вид фотографии (он называл его «калотип», а другие — «тальботип») — с негативом, с которого можно сделать сколь угодно много отпечатков. Справедливость, однако, восторжествовала: в учебниках имена двух отцов-основателей фотографии, Дагера и Тальбота, теперь стоят рядом.

Грандиозная выставка в Пушкинском музее расширяет наш взгляд на опыты английского фотографа, не только возвращая ему заслуженную славу пионера и изобретателя, но и открывая его зрителю как художника. Впервые в Москву приедет около 150 отпечатков из коллекции английского Национального музея науки и медиа в Брэдфорде, попавших туда в 1935 году непосредственно из родового гнезда Тальботов — имения Лакок (кстати, много позже там снимали «Гарри Поттера»). 

По словам Ольги Аверьяновой, куратора выставки, на подготовку ушло около шести лет: сначала надо было убедить английских хранителей отпустить уникальные хрупкие объекты в Россию, затем сделать тщательный отбор из архива, присоединив к ним дагеротипный портрет Тальбота работы Антуана Клоде из Музея Виктории и Альберта и аппараты из нашего Политехнического музея. Итогом стала не первоначально задумывавшаяся камерная выставка, но огромная экспозиция, чем ГМИИ может гордиться. 

Среди ее экспонатов — ранние фотогенические рисунки-фотограммы (непосредственные отпечатки разложенных на бумаге предметов), все 24 снимка из первой в мире книги с фотоиллюстрациями «Карандаш природы» (1844–1846) и альбом «Солнечные картинки Шотландии» (1845). Рассматривая благородные линии аббатства Лакок, утонченные завитушки кружева, серебряные соусники с подсвечниками и портреты дам с арфами и цветами, внезапно понимаешь, что романтический ореол первых снимков, может, и связан с несовершенством технологии или влиянием живописи, но вот отбор объектов и умение передать давно ушедший мир так, что захватывает дух от деталей и эмоций, — это уже индивидуальность, художественное чутье и гений самого Уильяма Тальбота, раскрывающегося на московской выставке с самой неожиданной стороны. 

ГМИИ им. А.С.Пушкина
Уильям Генри Фокс Тальбот. У истоков фотографии
6 февраля – 8 апреля

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+