Коллекция исторического костюма Эрмитажа — самая значительная (24 тыс. единиц хранения) в наших музеях. Недавно в фондохранилище Эрмитажа в Старой Деревне появилось открытое хранение — «Галерея костюма». В ближайших планах — создание музея моды.
Об отдельном музее такого рода в составе Эрмитажа искусствоведы говорят уже не первый год. «Мы обладаем энциклопедическим собранием текстиля и костюма, можем показать не только магистральную линию развития европейской моды, но и предметы одежды, ткани, аксессуары с древнейших времен до наших дней», — рассказала корреспонденту TANR Нина Тарасова, заведующая сектором прикладного искусства отдела истории русской культуры Эрмитажа.
Но в коллекции есть существенные лакуны: в ней почти не представлена мода XX века. После 1917 года костюмы в музейные собрания практически не поступали, к этим экспонатам у нас долго относились как к ненужным «тряпкам». В послевоенные десятилетия средства на закупку костюмов не выделялись, а в это время европейские музеи собирали работы Жанны Пакен, Мадлен Вионне, Эльзы Скьяпарелли, Коко Шанель, Кристиана Диора.
Первой ласточкой «модного направления» в Эрмитаже стала коллекция костюмов из гардероба советской актрисы Веры Карахан, привезенная хранителем отдела истории русской культуры Эрмитажа Тамарой Коршуновой в 1970-х годах из Москвы. А в конце 1990-х петербургские искусствоведы и художники Екатерина Андреева и Алексей Соколов подарили музею три костюма работы Константина Гончарова.
«Хотя мы фактически упустили XX век, не все потеряно, — уверена Нина Тарасова. — У нас есть шанс наверстать его за счет ленинградской, петербургской моды, которую в Европе не знают». Эрмитаж уже завел знакомство с топ-дизайнерами и получил костюмы в дар от Александра Арнгольдта, Владимира Бухиника, Лилии Киселенко, Татьяны Котеговой, Татьяны Парфеновой, Ларисы Погорецкой, Яниса Чамалиди и ряда других. Не так давно в музей поступили предметы из гардероба оперной певицы Елены Образцовой, а актриса Алла Демидова передала костюмы своей бабушки. «Эрмитаж уже дорос до музея моды, — считает Ирина Селюта, директор Модного дома Лилии Киселенко. — И как только он появится, многие с радостью передадут туда свои коллекции».
По мнению Вячеслава Федорова, заведующего отделом истории русской культуры Эрмитажа, будущий музей моды (или центр — название еще не утверждено) должен быть не просто собранием предметов, а комплексом, где сочетались бы музей, образовательный и реставрационный центры, где были бы пространства для проведения конференций и дефиле.
«Первое важное требование к будущему музею — достойно представить коллекцию, сделать ее доступной для всех посетителей, для деятелей театра, кино, церковников, историков, — говорит Федоров. — Не менее важна пропаганда коллекции, мастерства наших реставраторов, модельеров. Если совместить музейную историю с современной жизнью, этот комплекс превратится в живой центр изучения моды».
Уже известно, где он разместится. В ближайшем будущем должно начаться строительство третьей очереди фондохранилища в Старой Деревне. К кубу архитектора Рема Колхаса примкнет отдельное здание, часть которого и передадут под «модный дом». Там будут зал-трансформер, специальное хранилище для костюмов и аксессуаров, тематическая библиотека.