18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Рембрандта, Вермеера и Леонардо да Винчи покажут в Пушкинском музее

Сокуратор выставки «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции» в ГМИИ Вадим Садков рассказал, какие экспонаты из собрания миллиардера из США отобрали для показа в Москве и как совместили голландскую живопись с Леонардо да Винчи

В конце марта в Государственном музее изобразительных искусств  им. А.С.Пушкина представят крупнейшее в мире частное собрание голландской живописи XVII века — коллекцию предпринимателя Томаса Каплана и его супруги Дафны Реканати-Каплан, которая путешествует по главным мировым музеям. Вслед за Национальным музеем Китая и Лувром ее покажут в России, в ГМИИ им. А.С.Пушкина и Государственном Эрмитаже, а затем турне продолжится в Абу-Даби.


Справка

БИОГРАФИЯ

Вадим Садков — заведующий отделом искусства старых мастеров ГМИИ им. А.С.Пушкина. Доктор искусствоведения, профессор, лауреат Премии Правительства РФ, автор более 110 научных работ и каталогов.

Еще…

Почему Пушкинский музей покажет именно Лейденскую коллекцию?

Лейденская коллекция отличается от многих частных собраний, в которых есть некий джентльменский набор имен в зависимости от коллекционерской фортуны и финансовых возможностей собирателя. Томас Каплан и его жена Дафна Реканати-Каплан собирают искусство вдумчиво, по-музейному: не просто голландское искусство XVII века, а Рембрандта и живописцев из города Лейдена, где родился художник. В коллекции есть примеры и других периодов и школ, но главным остается именно круг художников, так или иначе связанных с молодым Рембрандтом, в том числе его амстердамский учитель Питер Ластман и утрехтские караваджисты. Томас Каплан сумел собрать практически все произведения Рембрандта, которые продавались примерно после 2004 года, — а работы великого голландца не так уж часто появляются на рынке. Большое внимание в коллекции уделено современнику и другу Рембрандта Яну Ливенсу, в частности его раннему лейденскому периоду, когда художники делили мастерскую и работали бок о бок — их взаимовлияние очень интересует коллекционера. Есть в коллекции и жемчужины, не имеющие прямого отношения ни к Рембрандту, ни к Лейденской школе. Например, два портрета харлемского художника Франса Халса и редчайшая для частных собраний картина Яна Вермеера Делфтского — их мы тоже покажем на выставке.

Сколько всего произведений будет на выставке и какие из них самые примечательные?

Выставка включает 80 картин и 2 рисунка. Графика не главный предмет коллекционерского интереса четы Капланов, но кое-что они тоже приобретают. Например, рисунок Рембрандта «Лежащий лев» конца 1630-х — начала 1640-х годов, одна из зарисовок с натуры в зверинце. Эту работу купили не только из большой любви к Рембрандту. Томас Каплан — учредитель благотворительной организации Panthera, защищающей больших диких кошек, так что здесь сошлись разные сферы его интересов. На выставке будет и еще один рисунок — крошечный «Этюд головы медведя» (1490) Леонардо да Винчи, художника совсем другой эпохи и страны. Этот набросок он потом использовал для создания удлиненной мордочки зверька в картине «Дама с горностаем» (1489–1490). Обе работы приедут из Нью-Йорка, и у нас будет специальная витрина: два гения рисуют животных. 

Но важнее всего, конечно, живопись. На выставке будут три ранние картины Рембрандта, созданные им в возрасте около 18 лет. Эти маленькие дощечки из серии «Пять чувств» — по-своему сенсационная находка ученых, сделанная на протяжении последнего десятилетия. Одно из произведений серии находится в Лейдене, в музее «Де Лакенхал», остальные три сумел купить Каплан. Сначала он приобрел подряд «Извлечение камня глупости» («Аллегория осязания») и «Трех музыкантов» («Аллегория слуха»), а третья покупка — «Пациента, упавшего в обморок» («Аллегория обоняния») — стала сенсацией. На одном маленьком аукционе — даже не в Нью-Йорке, а в Нью-Джерси — за $800 была выставлена картина, атрибутированная неизвестному художнику континентальной школы XIX века. Антиквары, знающие в этом деле толк, поняли, чья это работа, поскольку уже были известны три картины. За нее бились, и в итоге она была продана за $870 тыс., превысив эстимейт больше чем в тысячу раз, а Томас Каплан стал ее следующим владельцем. Живопись скрывалась под слоем потемневшего лака, ее отреставрировали, и нашлась монограмма. Так что теперь это загадка и стимул для поиска у кого-нибудь под кроватью последней картины из серии.

Будут на выставке и автопортрет Яна Ливенса (1629–1630), и его же очень изысканная работа «Портрет мальчика в плаще и тюрбане» (около 1631). Важно упомянуть ученика Рембрандта Карела Фабрициуса, прожившего, к сожалению, не очень долгую жизнь: он трагически погиб при взрыве порохового склада в Делфте. Сохранилось всего 16 его картин достоверной подлинности. Одна из них приедет в Москву. Это «Агарь и ангел» (1645), которая происходит из коллекции Шенборнов — владельцы расстались с ней при условии, что за нее будет заплачено как за Рембрандта.

Сложно ли было получить произведения Лейденской коллекции на выставку?

Получить работы было несложно, поскольку директор нашего музея Марина Девовна Лошак смогла договориться с коллекционером еще в прошлом году, когда открылась выставка в Лувре. Сам Томас Каплан позиционирует свою коллекцию как открытую. В статье о своем собрании «Портрет маслом» он подробно описывает отношения с дилерами, экспертами и другими деятелями арт-мира. Он рассказывает, что с самого начала и до того, как его коллекция поехала в турне, многие из этих картин висели у него в офисе в Нью-Йорке, где он принимал важных партнеров. Так вот, Каплан решил, что эти полотна должны быть доступны, и очень многие передал на время в постоянные экспозиции американских и европейских музеев, поэтому в нынешней выставке они не участвуют. В частности, на выставке в Лувре была картина Фердинанда Бола, она находилась в музее уже несколько лет в постоянной экспозиции. Томас Каплан приобрел ее в начале 2010-х на аукционе во Франции и потом узнал, что на нее претендовал Лувр. Коллекционер предоставил картину музею сперва на время, а потом и вовсе подарил — после выставки она там и осталась. Приняв решение, что картины не вернутся в офис, Каплан сделал копии рам, которые сейчас висят на месте произведений. В рамы проецируются репродукции, а возможность смотреть на оригиналы теперь принадлежит широкому зрителю.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+