О музейном буме в России The Art Newspaper Russia писала год назад в комментарии к рейтингу 2016 года. В марте этого года о нем же заявил на правительственном часе в Совете Федерации министр культуры России Владимир Мединский. По его словам, музеи страны в 2017 году посетило 125 млн человек, что почти на 45% больше, чем в 2012 году. Судя по собранным нами статистическим данным, в столицах заметного роста числа посетителей в 2017 году по сравнению с 2016 годом не наблюдалось. В Государственном Эрмитаже, самом популярном художественном музее страны, прирост числа посетителей за год составил 1030 человек. Согласитесь, когда посетителей 4,2 млн, то плюс-минус тысяча ничего не значит. А вот в отдельных провинциальных музеях 2017 год выдался ударным. Например, в Астраханском государственном объединенном историко-архитектурном музее-заповеднике число посетителей выросло за год в полтора раза — с 445 тыс. до 691 тыс. В полтора раза больше публики привлек за год и Томский областной художественный музей, занявший второе место в рейтинге региональных художественных музеев.
Весьма успешным методом привлечения публики на выставки и в музеи остается «Ночь музеев» — 20–21 мая 2017 года она прошла уже в 11-й раз. По статистике организаторов, всего по России в тот вечер и ночь различные культурные мероприятия посетило около 2 млн человек. Почти треть из этого числа — жители столиц. В Москве в мероприятиях «Ночи музеев» приняло участие 520 тыс. человек — это на 70 тыс. больше, чем годом ранее. В Санкт-Петербурге «Ночь музеев» посетило 92 тыс. человек, на 10 тыс. больше, чем в 2016 году.
Кроме «Ночи музеев», на посещаемость хорошо влияли новогодние праздники. Сложно оценить насколько, но, возможно, уникальным только для этого года притягательным фактором был 100-летний юбилей революций 1917 года (это событие заметили и отметили тематическими выставками очень многие музеи).
Руководству музея легче добиться высокой посещаемости, продавая билет, общий для постоянной экспозиции и выставок, а также общий билет на несколько выставок (Big Ticket), и учитывая всех вошедших как побывавших на всех выставках. Впрочем, и гостям общий билет выгоден и удобен. Выгоднее, удобнее и, разумеется, популярнее только бесплатный вход. В этом можно убедиться самым простым путем — посмотреть на очереди у музеев в дни бесплатного посещения. В общем, обе стороны довольны. Неудивительно, что в рейтинге самых популярных выставок те, за билет на которые нужно было платить отдельно, в явном меньшинстве. Сотни тысяч человек готовы голосовать рублем лишь за суперзвезд: например, за Тициана в ГМИИ им. Пушкина, Зинаиду Серебрякову в Третьяковке или русский авангард в Еврейском музее. Так что музейщикам нужно быть умелыми маркетологами, чтобы угадывать, что можно посетителям продать, а что лучше дать в нагрузку или в качестве бесплатного образца.