18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

И вновь продолжается бум: самые посещаемые выставки России

№63
Материал из газеты

Уже в шестой раз мы представляем вашему вниманию ежегодный рейтинг самых громких выставок и самых посещаемых музеев России

О музейном буме в России The Art Newspaper Russia писала год назад в комментарии к рейтингу 2016 года. В марте этого года о нем же заявил на правительственном часе в Совете Федерации министр культуры России Владимир Мединский. По его словам, музеи страны в 2017 году посетило 125 млн человек, что почти на 45% больше, чем в 2012 году. Судя по собранным нами статистическим данным, в столицах заметного роста числа посетителей в 2017 году по сравнению с 2016 годом не наблюдалось. В Государственном Эрмитаже, самом популярном художественном музее страны, прирост числа посетителей за год составил 1030 человек. Согласитесь, когда посетителей 4,2 млн, то плюс-минус тысяча ничего не значит. А вот в отдельных провинциальных музеях 2017 год выдался ударным. Например, в Астраханском государственном объединенном историко-архитектурном музее-заповеднике число посетителей выросло за год в полтора раза — с 445 тыс. до 691 тыс. В полтора раза больше публики привлек за год и Томский областной художественный музей, занявший второе место в рейтинге региональных художественных музеев.

Весьма успешным методом привлечения публики на выставки и в музеи остается «Ночь музеев» — 20–21 мая 2017 года она прошла уже в 11-й раз. По статистике организаторов, всего по России в тот вечер и ночь различные культурные мероприятия посетило около 2 млн человек. Почти треть из этого числа — жители столиц. В Москве в мероприятиях «Ночи музеев» приняло участие 520 тыс. человек — это на 70 тыс. больше, чем годом ранее. В Санкт-Петербурге «Ночь музеев» посетило 92 тыс. человек, на 10 тыс. больше, чем в 2016 году.

Кроме «Ночи музеев», на посещаемость хорошо влияли новогодние праздники. Сложно оценить насколько, но, возможно, уникальным только для этого года притягательным фактором был 100-летний юбилей революций 1917 года (это событие заметили и отметили тематическими выставками очень многие музеи).

Руководству музея легче добиться высокой посещаемости, продавая билет, общий для постоянной экспозиции и выставок, а также общий билет на несколько выставок (Big Ticket), и учитывая всех вошедших как побывавших на всех выставках. Впрочем, и гостям общий билет выгоден и удобен. Выгоднее, удобнее и, разумеется, популярнее только бесплатный вход. В этом можно убедиться самым простым путем — посмотреть на очереди у музеев в дни бесплатного посещения. В общем, обе стороны довольны. Неудивительно, что в рейтинге самых популярных выставок те, за билет на которые нужно было платить отдельно, в явном меньшинстве. Сотни тысяч человек готовы голосовать рублем лишь за суперзвезд: например, за Тициана в ГМИИ им. Пушкина, Зинаиду Серебрякову в Третьяковке или русский авангард в Еврейском музее. Так что музейщикам нужно быть умелыми маркетологами, чтобы угадывать, что можно посетителям продать, а что лучше дать в нагрузку или в качестве бесплатного образца.

Методология

  • Российские рейтинги основаны на цифрах, предоставленных музеями и выставочными залами по запросу нашей газеты.
  • Благодарим Министерство культуры РФ за доступ к данным статистического наблюдения за подведомственными музеями, которые мы частично использовали. Обращаем внимание читателей, что на момент сдачи номера данные статистики за 2017 год были предварительными.
  • При составлении рейтинга мы учитывали только выставки, завершившиеся в 2017 году. Топ выставок выстраивался по числу посетителей в день, а не по абсолютной посещаемости.

Самые посещаемые художественные выставки Москвы и Санкт-Петербурга. Топ-30

В рейтинг не включены выставки, которые продолжились в 2018 году.
* Звездочкой отмечены выставки, входящие в категорию «Общий билет» (включающий посещение выставки и основной экспозиции), а также выставки, вход на которые был свободным.
** Часть выставки была доступна в публичном пространстве музея, билет для которого не требуется.
*** Выставка проходила в музее-заповеднике «Коломенское».

Самые посещаемые художественные выставки в регионах. Топ-10

В рейтинге каждая площадка представлена не более чем одной экспозицией.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+