Проект «Генеральная репетиция» в Московском музее современного искусства (MMOMA) на Петровке задуман как театральная постановка в трех актах, которая поможет пересмотреть устоявшиеся способы экспонирования и впечатление от них у современных зрителей. Соответственно, состав проекта будет меняться трижды: первый «акт» откроется 26 апреля, следующие — 16 июня и 26 июля. Помимо того, что работу над расстановкой более 200 произведений из коллекции ММОМА, фонда V-A-C («Виктория — искусство быть современным») и французского фонда Kadist в течение всего проекта ведет группа из 16 кураторов под контролем арт-директора V-A-C Франческо Манакорды, у каждой части проекта есть свои приглашенные режиссеры. В первой части это участники «Театра взаимных действий» (Шифра Каждан, Леша Лобанов, Александра Мун, Ксения Перетрухина), которые написали текст либретто для экспозиции по мотивам пьесы Антона Чехова «Чайка». Этот текст, по их замыслу, должен стать ключом к пониманию происходящего.
Первая часть «Генеральной репетиции» состоит из трех разделов, каждому из них отведен свой этаж. Нижний займет скульптурная инсталляция «Снова больше вещей» британского художника, номинанта Премии Тернера Майка Нельсона. Это своего рода пролог проекта и демонстрация принципа его сборки, только в миниатюре. Инсталляция составлена из скульптур художников разных направлений и эпох — в одной плоскости миксуются модернистские вещи Константина Бранкузи, Альберта Джакометти, Генри Мура, традиционная африканская пластика и современная скульптура, от Луиз Буржуа до Шерри Левин.
Второй этаж — основная часть проекта, «сцена». На ней по продуманной драматургии разместятся скульптура, видео, живопись, фотографии и графика. Среди экспонатов — работы Джеффа Кунса, Владислава Мамышева-Монро, Филиппа Паррено, Павла Пепперштейна, Вольфганга Тильманса, Кьяры Фумай и Энди Уорхола.
Третий этаж отведен под «хранилище», задуманное как архив произведений, которые смогут стать потенциальными участниками «главного действия», а до того, словно актеры дублирующего состава, будут ждать своей очереди. Архив включает 200 работ современных зарубежных и российских художников, которых в проекте в общей сложности больше сотни.
Как обещают кураторы, структура экспозиции должна сфокусировать зрительское внимание на временном, а не пространственном осмыслении. Поэтому была важна работа Конрада Дедоббелера, бельгийского художника, который стал архитектором проекта. Его метод расстановки схож с тем, что придумал для первого этажа Майк Нельсон, только бельгиец давно и успешно применял его на персональных выставках, в том числе в немецком музее дома семьи Эстер, построенного по проекту архитектора Людвига Миса ван дер Роэ.
В V–A–C отмечают, что «Генеральная репетиция» — это манифест работы фонда, которая получит развитие на собственной площадке ГЭС-2 (сейчас реконструируется по проекту бюро автора Центра Помпиду Ренцо Пьяно).
Во время работы выставки в музее будет идти большая публичная программа с дискуссиями, ридинг-группами, кинопоказами и даже медитативными классами, где зрителю обещают помочь разобраться с тем, как сегодня мы коммуницируем с пространством и воспринимаем искусство.
Большую часть экспонатов (70 работ) для первого «акта» «Генеральной репетиции» в Москву привезла куратор и директор фонда Kadist Эмили Вилье. TANR расспросила ее о смысле проекта и работе в интернациональной команде.
Как вам работалось в такой большой кураторской команде? В чем заключалась ваша роль?
Разные точки зрения дают больше возможностей, каждый что-то вносил в проект. Подобный тип работы напоминает биеннале и, на мой взгляд, больше дает куратору в плане персонального опыта. В «Генеральной репетиции» мы также обращались к специалистам, которые не являлись кураторами, например к сценаристам. Поэтому нам удалось избежать излишней саморефлексии и разговора исключительно об искусстве. Если говорить о моих обязанностях, то я участвовала в создании общей концепции, а также подборе работ для третьего этажа, так называемого хранилища, куда вошло много вещей из собрания фонда Kadist.
БИОГРАФИЯ
Эмили Вилье
Куратор
С 2013 года директор базирующегося в Париже и Сан-Франциско фонда Kadist, в котором начала работать в 2008 году. Инициировала онлайн-издание Qalqalah в сотрудничестве с исследовательским центром Bétonsalon. Соосновательница кураторской группы Le Bureau. В 2017 году участвовала в международной конференции музея «Гараж», посвященной личным архивам художников и процессу архивирования.
Какие и как они сочетаются с коллекцией V-A-C и ММОМA?
Из нашего фонда будет 70 произведений. Это большие международные художники Элеонора Антин, Ян Ву, Валид Раад, Саймон Старлинг, а также набирающие популярность Пио Абад, Джессика Варбойс, Ян Ючен. Коллекция Kadist была основана в 2001 году, она с самого начала интернациональна. Отобранные для выставки экспонаты отражают это разнообразие в географии, поколениях, использованных медиа. Мы поддерживаем художников, которые посвящают свое творчество текущим политическим и социальным вопросам. На основной сцене будет 18 видеоработ, много инсталляций, фотографий, а также перформанс.
Одна из общих целей «Генеральной репетиции» — задуматься над тем, как мы сегодня смотрим на те или иные объекты. А вы можете объяснить как? И зачем нужно такое сложное экспонирование с отдельной «сценой» и «хранилищем»?
«Хранилище» на третьем этаже — вариант демонстрации произведений искусства как базы данных. Это такая игра: чтобы произведение существовало, сначала его нужно привести в действие. Идея станет понятна после того, как зрители посмотрят видеоролики на плазменных экранах. Когда я описывала принцип художникам, то говорила, что экспозиция примет вид своего рода библиотеки. Перед зрителем окажется архив из произведений. К ним можно приблизиться, но и рассмотреть их по отдельности. Еще один вариант интерпретации — воспринимать произведения как героев театральной пьесы, тем более что их состав внутри экспозиции будет меняться. Некоторые работы имеют довольно четкий «стейтмент» (англ. statement — «заявление, высказывание, сообщение». — TANR), но ведь зритель всегда субъективен. Я бы хотела добавить, что проект очень хорошо показывает, что любая выставка, как и коллекция, — это живой организм и любое включенное в нее произведение перформативно.
Вы курируете и часть публичной программы. Расскажите, пожалуйста, чего нам ждать?
Первой участницей будет румынская художница Александра Пирич с перформансом «Мраморы Парфенона» (с 9 по 12 июня). Ее техника основана на том, чтобы оживлять нарративы истории искусства с помощью тела. На этот раз сюжет заключается в следующем: парфенонский мрамор из Британского музея сам рассказывает свою историю, грустит о том, что не может вернуться на родину, в Грецию. Этот перформанс резонирует со многими колониальными историями.
Одна из целей вашего фонда — поддержка дискуссии о проблемах современного искусства. По-вашему, какие из них самые актуальные? И какие еще планы у фонда на данный момент?
Мы поддерживаем художников, размышляющих о мире, в котором они живут. И все же это сложный вопрос: на что способно искусство на самом деле? Иногда художественное произведение преподносит проблему таким образом, что к ней действительно усиливается внимание. Хорошо работает активизм. Но в целом, я думаю, влияние современного искусства не так уж и велико. Конечно, благодаря тому, что наш фонд собирает искусство по всему миру, этот взгляд становится менее европоцентричным, мы предлагаем другие перспективы, и эта практика должна расширяться. На протяжении трех лет я совместно с куратором из Словении Наташей Петрошин-Бачелис работаю над европейским проектом, посвященным дегуманизации взглядов на массовую миграцию, но пока он еще в разработке.