Большую группу курганов у станицы Царская (ныне Новосвободная) в Адыгее начали исследовать полтора столетия назад. И уже более сотни лет в коллекции Государственного исторического музея (ГИМ) хранятся находки из захоронений под курганами: бронзовое оружие, ювелирные украшения, каменная скульптура. При исследовании дольмена, открытого еще в 1898 году, было обнаружено погребение знатного человека с сохранившимися фрагментами одежды из ткани и мехового плаща.
«Дольмен, в котором они были найдены, относится к майкопской культуре, существовавшей в эпоху ранней бронзы на территории всего Северного Кавказа, — рассказывает Наталия Шишлина, хранитель археологической коллекции, заведующая отделом археологии ГИМ. — Согласно результатам радиоуглеродного датирования образца мехового одеяния, оно было изготовлено приблизительно между 31 и 30 веками до н.э., то есть около 5 тыс. лет назад, что делает его самым древним из сохранившихся в Восточной Европе и на Кавказе».
Образцы меха сохранились довольно плохо, и применить к ним биомолекулярный или генетический анализ было невозможно. Поэтому, чтобы определить, мех какого зверя был в моде в эпоху ранней бронзы, ученым разных специальностей из России и помогавшим им коллегам из Голландии пришлось пойти более сложным путем и использовать новые способы анализа. Изотопный состав углерода и азота в волосках позволил определить, чем питался зверь и в каких условиях жил. Затем образцы древнего меха сравнили с шерстью млекопитающих, и ныне живущих в этих краях: белки, куницы, леопарда, рыси. В результате было установлено, что меховой плащ, которым было укрыто тело погребенного представителя местной знати, был сшит из шкурок суслика. Всего потребовалось 25–30 шкурок, мех был естественного цвета, рыжего.
«Выбор меха суслика кажется довольно неожиданным, учитывая признаки высокого общественного статуса погребенного в дольмене у станицы Царская и широкий ассортимент доступных на Северо-Западном Кавказе дорогих и престижных, по нашим представлениям, мехов, — объясняет руководитель проекта Виктор Трифонов из Института истории материальной культуры РАН в Санкт-Петербурге. — Вместе с тем это говорит о том, что даже в такой традиционной области культуры, как одежда, нельзя полагаться на современную систему ценностей. То, что сейчас выглядит как дешевый меховой плащ, в контексте другой культуры может восприниматься как мантия».