18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Очередь в музей: показатель успеха или организационный провал?

№63
Материал из газеты

Эксперты музейного проектирования рассказывают о главных принципах эффективного управления потоками зрителей

Вместе с рекордами посещаемости музеям грозят и неприятности. Все помнят выбитую публикой входную дверь на выставку Валентина Серова в Государственной Третьяковской галерее или спекулянтов билетами на Айвазовского там же. Возможно ли музею, который готовит выставку с предсказуемо высокой посещаемостью, обходиться без очередей вовсе? Как изменить порядок, при котором после очереди на входе посетители выстраиваются в новые колонны: на осмотр сумок, в гардероб, перед самой знаменитой картиной?

В зависимости от того, старое ли здание или недавно построенное, организационно-управленческие подходы отличаются. Пол Алезраа, директор консалтинговой компании Avesta Group, которая работала над музейным проектированием Тейт Модерн, Лувра — Абу-Даби, Музея на набережной Бранли, а также над проектом Музея русского импрессионизма и планом музейного городка ГМИИ им. А.С.Пушкина, говорит следующее: «Большинство музеев в России находятся в исторических зданиях, чаще всего памятниках архитектуры, что накладывает ограничения на их адаптацию под современные требования. У них небольшие двери и маленькие вестибюли, управлять потоком людей в этом случае сложнее. Единственное решение — организовать покупку билетов снаружи здания. И нельзя забывать о главном правиле — знать аудиторию в лицо. Важно понимать, как лучше всего организовывать каждую из зрительских категорий: семью, школьные и экскурсионные группы, посетителей с ограниченными возможностями». Координатор по работе с аудиторией музея современного искусства «Гараж» Егор Санин согласен с коллегой: «Множественная и четкая навигация с разделением на потоки лучше всего помогает решить проблему очередей. Но, на мой взгляд, сегодня еще важно стимулировать посещение выставок в будние дни. Для этого мы проводим немалую часть мероприятий — от лекций до концертов программы Mosaic Music — по будням».

Эксперты сходятся в том, что быстро устранить толчею не получится. Чтобы, к примеру, решить проблему «бутылочного горлышка» (узкой входной зоны), нужно реорганизовывать все элементы музейного пространства. Однако нередко сначала строится здание, а потом туда помещается музей, соответственно, анализировать движение посетителей принимаются не в первую очередь. «Слишком часто музеи расслабляются, когда нанимают для строительства архитекторов с громким именем. В реальности архитектор хорош ровно настолько, насколько хороша предоставленная ему информация. Нельзя приступать к техническому заданию, пока нет четкого музейного планирования и расчета посещаемости», — отмечает Пол Алезраа. Анна Трапкова, заместитель гендиректора по проектам реконструкции и развития Музея современного искусства «Гараж», напоминает: «В техническом задании на проектирование обязательно значится „место для формирования очереди“. Получается, что современный музей априори должен быть готов к наплыву посетителей, иметь просторное лобби, грамотную навигацию на разных языках, достаточное количество лестниц и лифтов, ясную пространственную организацию».

Основные рекомендации по устройству удобной инфраструктуры основываются на том, что доступная посетителям площадь должна составлять не менее 60% от общей площади музея (остальные 40% — фонды, служебные помещения, кабинеты). Из этих 60% не менее 20% должны относиться к зонам без предъявления экспозиции: кафе, рекреации, лобби и так далее. 

Еще один ключ к успеху — исследование сценария движения посетителей по экспозиции с просчетом потенциальных мест задержки, чтобы исключить скопления людей. Это достигается множеством способов: использованием в отдельных зонах мультимедийного контента, сценарными приемами, когда объект выделяется светом, анализом видеосъемки выставок, показывающей, у каких работ зрители останавливаются чаще всего, введением поминутных сеансов для разных залов.
Сергей Чобан, руководитель архитектурного бюро SPEECH, один из авторов проекта нового здания Третьяковской галереи на Кадашевской набережной, тем не менее считает, что очередь — это признак популярности. «Если очередь есть, значит проект востребован. Чтобы даже в этом случае всем было комфортно, во входной зоне музея должно быть достаточно места, свободного от касс и гардероба, чтобы очереди не препятствовали основному потоку посетителей», — поясняет он. С ним согласен Егор Санин: «На мой взгляд, комфортное ожидание в очереди составляет полчаса, однако я не раз стоял в очередях в музеи гораздо дольше». 

И все же у очереди в музей есть особая аура. «Вы знаете, пусть из-за толпы впечатление от музея может быть смазано, — говорит Алезраа, — но есть какое-то странное романтическое чувство, когда стоишь в очереди, в толпе, в томлении перед встречей с искусством». 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+