18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Архитекторы со всего мира покажут в Венеции, каким может быть свободное пространство

№63
Материал из газеты

В российском павильоне под названием «Станция „Россия“» основной темой выставки станет железная дорога: вокзалы и бескрайние просторы

Архитектурная биеннале в Венеции проходит в этом году под девизом Freespace — «Свободное пространство». При этом ее кураторы Ивонн Фаррелл и Шелли Макнамара надеются, что участники по-разному переведут это слово, придадут ему новые смыслы, а значит, показанные работы окажутся весьма разнообразными. «Желание создать свободное пространство может стать специфической индивидуальной характеристикой каждого проекта», — поддерживает кураторов президент биеннале Паоло Баратта. В ней примет участие 64 страны, 6 из них впервые, в том числе Ватикан, пригласивший 10 архитекторов для создания на острове Сан-Джорджо-Маджоре проектов часовен. 

Основной темой выставки в российском павильоне под названием «Станция „Россия“» станет железная дорога. Поэтому один из пяти разделов отдадут проектам вокзалов, созданным в «Студии 44» Никиты Явейна и бюро Николая Шумакова, главного архитектора «Метрогипротранса». Остальные, судя по словам нашего комиссара Семена Михайловского, представят лирические образы бескрайних просторов, где вокзал — земля обетованная. 

Что касается основного проекта в Арсенале и бывшем павильоне Италии в садах Джардини, то он объединит 71 участника. Среди них архитектурные бюро таких знаменитостей, как Алвару Сиза, Петер Цумтор, Дэвид Чипперфилд, Тойо Ито и Алехандро Аравена. Рядом с корифеями выступят их коллеги из Бангладеш, Непала и Вьетнама. Демократичность — одна из объявленных ценностей Freespace. Впрочем, подавляющее большинство участников выставки — европейские мастерские. Российских среди них нет, в отличие от прошлой биеннале, когда в основной проект пригласили Александра Бродского и Бориса Бернаскони.

Представляя концепцию своей выставки, кураторы сказали немало красивых слов о свободном пространстве, его гуманности, неограниченных возможностях использования, о свете и тени, но представить, какой в результате получится выставка, трудно. Экспозиционной работой они не занимались, а в архитектуре предпочитают стиль брутальный, без спецэффектов. 

Основной проект поддержат две сопутствующие экспозиции. В «Приближении: встрече с выдающимися проектами» группа ирландских архитекторов выскажется об архитектуре прошлого. «Практика преподавания» расскажет об обучающей деятельности практикующих архитекторов — родная тема для Фаррелл и Макнамара. Кураторы 16-й Архитектурной биеннале в Венеции — соосновательницы ирландского бюро Grafton Architects, которое специализируется на общественных, в первую очередь учебных, зданиях. За проекты корпуса миланского Университета Боккони и университета в Лиме Фаррелл и Макнамара получили престижные премии. Кроме того, они более 30 лет преподают, в том числе в Гарвардском и Йельском университетах. А из без малого 260 тыс. посетителей (рекорд посещаемости) прошлой биеннале почти половину составили молодые люди. Неудивительно, что для студенческих и других образовательных групп и на этот раз предусмотрена специальная программа, выставки и дискуссии. 

16-я Архитектурная биеннале
26 мая – 25 ноября

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+