Юбилей Кузьмы Петрова-Водкина (1878–1939), знаменитого символиста и неоклассициста, богоискателя и автора картин на революционные темы, стал поводом для показа 250 его произведений из более чем трех десятков отечественных музеев и частных коллекций. Русский музей и Третьяковская галерея выступают главными держателями работ художника — как по качеству, так и по количеству. Помимо юбилея, есть и другие веские причины для столь большой ретроспективы. Во-первых, это желание озадачить новые поколения зрителей вопросом: «Про что это?» — предъявив им знаменитые картины мастера. Во-вторых, Русский музей после 40-летней паузы подробно покажет рисунки художника как самостоятельные, станковые вещи.
Петров-Водкин — яркий пример художника-номада, всю жизнь перемещавшегося в пространстве и времени. Его интересовали и русская икона, и итальянское Возрождение, и импрессионизм с кубизмом. Маршруты его путешествий — от Ферапонтова монастыря до Северной Африки, с остановками разной степени продолжительности в Венеции, Лондоне, Мюнхене, Париже… Из Франции он привез жену, урожденную Марию Йованович, которая 32 года была его музой, а потом вместе с дочерью Еленой пыталась сохранить его наследие.
Не только страсть к путешествиям, но и случай сыграл свою роль в судьбе Петрова-Водкина. В 1895 году юный работник артели по изготовлению вывесок в Хвалынске познакомился с архитектором Романом Мельцером. Тот пригласил его в Петербург, а через несколько лет доверил эскиз майолики «Богоматерь с Младенцем» для фасада Ортопедического института. В 1910 году художник стал знаменитым, показав картину «Сон». Спящий на голых камнях нагой юноша видит во сне обнаженных богинь. По одной из версий, это Красота и Уродство, и после пробуждения юноше придется выбирать между ними свой жизненный путь. Более века назад в публичной газетной полемике схлестнулись Илья Репин и мирискусник Александр Бенуа, который не сильно симпатизировал автору «Сна», но нашел картину заметным событием. Через два года «Купание красного коня» выставили в Москве сами мирискусники. После 1917-го картину назвали гениальным предчувствием войн и революций. Сам автор говорил о «скрытом сюжете», но картина тем и хороша, что оставляет вопрос открытым. На полотне «Жаждущий воин» изображен юноша, держащий под уздцы белого коня и копье, и убегающие от него нимфы-купальщицы. Принято считать, что герой картины испытывает жажду, возможно духовную. Но тогда почему свободной рукой он тянется к легким одеждам красавиц? С картинами «Богоматерь Умиление злых сердец» и «1918 год в Петрограде», или «Петроградская мадонна», кажется, проще. Это высказывания против войны и насилия, за вечные ценности.
Но известно, что Петров-Водкин принял революцию, занимался дизайном Театральной площади в Петрограде к первой годовщине Октябрьской революции, служил в реорганизованной Академии художеств, был активистом созданной Андреем Белым Вольной философской ассоциации (Вольфила), которая пыталась строить социализм с человеческим лицом. Поздние работы Петрова-Водкина несут на себе печать соцреализма. Полезно посмотреть на «Новоселье», где многочисленные радостные пролетарии внесли печку-буржуйку с длинной трубой в барскую квартиру с картинами в золоченых рамах.
Центральные экспонаты графического раздела выставки — эскизы к картинам «Берег» и «Сон», а также изысканная (написанная разведенной тушью) парижская серия 1924–1925 годов: гарсоны, проститутки, публика в кинотеатре и политическом кабаре.
Русский музей
Кузьма Петров-Водкин. К 140-летию со дня рождения
25 мая – 20 августа