Заглавная тема была принята некоторыми странами буквально: павильон Великобритании был пуст, Бельгия и Швейцария обыграли свои экспозиционные пространства без экспонатов. Но Германия, наоборот, показала много качественных реальных проектов, а Франция выступила, как ей и полагается, артистично, изящно соединив ручную работу с современными технологиями — экраны с видеоизображениями были вставлены в деревянные дощечки с выжженными рисунками. В общем, национальный характер — не досужая выдумка, хотя не каждый раз проявляется.
Наш павильон в этом смысле — не исключение. Он наполнен и проектами, и чувствами, но чувствами больше, чем результатами проектирования, поскольку наша сила в переживаниях, в данном случае пространственных. «Станция “Россия”» — так называется выставка — создана Семеном Михайловским, комиссаром павильона России на художественных и архитектурных венецианских биеннале и автором проекта этого года. Он признается, что любит поезда и дороги, поэтому идея у него родилась легко, а финансирование к ней приложилось — деньги на проект дало ОАО «Российские железные дороги» (РЖД), государство в лице Министерства культуры на этот раз воздержалось.
«Станция “Россия”» исключительно содержательна: здесь рассказана история создания железных дорог в стране, даны фотографии вокзалов разных лет и их планы и модели, показаны новые проекты - высокоскоростная магистраль Москва — Казань от «Метрогипротранса» и вокзал в Сочи от «Студии 44». В разделе «Зал ожидания будущего» показаны варианты обустройства хорошо знакомой жителям и гостям российской столицы площади трех вокзалов, придуманные молодыми архитекторами. При этом центральный зал оформлен еще и лихо написанными фигурами путешествующих, один из которых живо напоминает ректора Московского архитектурного института, почему-то сидящего на вокзале в Казани. И это только познавательно-информационная часть с элементами лирики, а есть еще и чисто задушевная, с горой тертых чемоданов и имитацией ячеек камер хранения, где спрятаны то фонарь обходчика, то силуэтные портреты Ле Корбюзье и Дэвида Боуи, тоже с нашими железными дорогами связанными. И завершает экспозицию фильм «Семь дней за семь минут» Даниила Зинченко, проехавшегося от Москвы до Владивостока для встречи с дедом.
То есть никаких поставленных реальных проблем, минимум реальных же достижений, никакого демонстративного неприятия девиза биеннале и никакого ассоциативного его прочтения — ничего, что можно найти в павильонах других стран или в основном проекте биеннале, у нас нет. У нас свой путь, свои рельсы и чувства особые.