18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Реставрация музея-усадьбы «Архангельское» завершится к 2025 году

Специалисты приведут в порядок весь дворцово-парковый ансамбль, на его территории воссоздадут оранжереи, запустят фонтаны и устроят смотровую площадку. Первые результаты можно будет оценить уже через год, когда будет отмечаться 100-летие музея

Об исключительном уровне будущих юбилейных торжеств можно судить хотя бы по тому, что оргкомитет по подготовке и празднованию 100-летия возглавил зампред правительства РФ Дмитрий Козак, а еще 18 октября 2017 года президент Владимир Путин подписал указ, причисляющий Государственный музей-усадьбу «Архангельское» к особо ценным объектам культурного наследия России — таким статусом обладают Московский Кремль и Петергоф. Утвержденный план мероприятий, только часть которых успеют осуществить до празднования, включает реставрацию всего комплекса, организацию новых экспозиций и создание комфортных условий для посетителей, в соответствии с мастер-планом развития усадьбы от архитектурного бюро Wowhaus, известном, в частности, проектами реконструкции «Электротеатра “Станиславский”» и обустройства Крымской набережной. 

Любой «Каприз», были бы деньги 

Немного странной выглядит идея отмечать годовщину национализации — узаконенного отъема частной собственности, тем более что в случае с Архангельским прежние его владельцы, меценаты и благотворители Юсуповы, и сами были готовы его отдать. Первым стал открывать усадьбу для публичного осмотра еще Николай Борисович Юсупов (1750–1831), купивший ее у Голицына, а последняя хозяйка имения Зинаида Николаевна Юсупова (1861–1939) завещала его стране. 

«В случае внезапного прекращения рода нашего все наше движимое и недвижимое имущество, состоящее в коллекциях предметов изящных искусств, редкостей и драгоценностей, собранных нашими предками и нами… завещаем в собственность государства в видах сохранения сих коллекций в пределах Империи для удовлетворения эстетических и научных потребностей Отечества», — сказано в ее завещании, составленном в том самом 1900 году, в котором Серов написал ее знаменитый портрет. 

Собранная Юсуповыми коллекция искусства большей частью разошлась по сокровищницам Эрмитажа и ГМИИ им. А.С.Пушкина. 

Самое ценное из оставшегося экспонируется в Архангельском — два больших полотна Тьеполо в его именном зале. Но главное — сохранился сам дворец. Как рассказала TANR заместитель директора по учету и хранению «Архангельского» Людмила Гринёва, работа по созданию экспозиций исторических интерьеров идет с 2011 года, для чего было необходимо отреставрировать и убранство залов: живопись, скульпуру, предметы декоративно-прикладного искусства. Например, чтобы восстановить парадную спальню, потребовалось шесть лет, за это время были изучены архивы, создан 3D-макет интерьера, сотканы ткани. В 2019 году поочередно завершится восстановление всех залов первого этажа. 

В целом же реставрация в музее-усадьбе «Архангельское» идет больше 30 лет: с 1985 года, в зависимости от объемов финансирования, в порядок приводились те или иные сооружения. Например, два флигеля, западный и восточный, малый дворец «Каприз». 

Кое-где, как, например, в Театре Гонзаги, предстоит доделать отложенные работы: здесь уже готовы зрительный зал и вестибюль, проведены отопление и вентиляция, теперь планируется заняться реставрацией сцены и театральной машинерией. 

В рамках подготовки к юбилею было выделено финансирование и должна начаться реставрация возведенного Романом Клейном храма-усыпальницы, церкви Михаила Архангела, Фонтана роз, а также ансамбля «Каприз» и Чайного домика. 

Сохранились, пусть и в аварийном состоянии, обе парковые террасы, спускающиеся к набережной, усадебные парки — итальянский на террасах, регулярный французский и пейзажный английский, а также все 137 скульптур, изображающих античных героев. Нынешним летом их не увидеть — изваяния будут на реставрации, после которой некоторые из них будут выставлены в закрытых помещениях, а в парке заменены копиями. Отдельная мечта ландшафтного архитектора Валентины Агальцовой, по проекту которой восстанавливался исторический парк Архангельского еще в 1980-х, и это был первый в СССР подобный опыт, — воссоздать так называемый собственный садик при малом дворце «Каприз» — прямоугольный боскет с вазонами, оградой и статуей Амура. После реставрации в самом дворце предполагается разместить усадебную коллекцию фарфора.

Смена концепции и общепит в оранжереях 

Пейзажный парк простирается за нынешние границы усадьбы, на территорию, еще в 2004 году взятую в аренду фирмами, входящими в состав компании «Ренова», и позже переоформленную для «рекреационных целей», с разрешением на ней строительства, вырубки просек, устройства вертолетных площадок и так далее. Сделка, заключенная с очевидными нарушениями охранного статуса усадьбы (постановление об утверждении территории памятника, его границ и режиме использования было подписано еще в 2001 году), стала поводом для многолетних разбирательств. Вкупе с принадлежностью части усадебной земли Министерству обороны РФ (в 1930-х годов здесь были возведены корпуса военного санатория, и все Архангельское числилось до середины 1990-х годов за военным ведомством) и явным в то время нежеланием последнего тратиться на реставрацию своих зданий и принадлежащей ему части набережной, это не вселяло уверенности в сохранности усадьбы.

Похоже, эти опасения остались в прошлом. В 2016-м, правда, повод для беспокойства дала обсуждаемая в то время концепция реставрации усадьбы Архангельское, о которой писала TANR, — она допускала, в частности, возведение действительно необходимых музею зданий для хранения коллекции (закон этого не разрешает, но позволяет воссоздание утраченного, эту лазейку часто трактуют не должным образом). Однако по принятой сейчас концепции развития усадьбы воссозданы будут только оранжереи — деревянные, остекленные с одной стороны, в количестве пяти, общей площадью 890 кв. м, на фундаментах, им же принадлежавших.

«Обнаружено пять оснований ботанических оранжерей, с архивным подтверждением существования их на период 1830-х годов, — поясняет заместитель директора музея-усадьбы Амуланга Учурова. — Все они были деревянными, в ходе археологических исследований (в штате музея теперь есть свой археолог. — TANR) обнаружились элементы печного оборудования. Изображений этих оранжерей не существует — только описания в архивных документах, с размерами в локтях и саженях. Переведенные в метрическую систему, они впечатляют».

Оранжерей было больше — два корпуса военного санатория стоят на месте Лимонной и Лавровой оранжерей. Одно из этих строений достигало 11 м в высоту. Нынешние оранжереи, в которых одновременно с экзотическими растениями разместятся небольшие кафе, будут меньше.  

Ресторан будет оборудован и у подножия старой водонапорной башни. Другие новые точки притяжения в Архангельском, такие, например, как Парк усадебных затей, нового строительства не предполагают.

При этом функции некоторых старых зданий меняются — и отчасти возвращаются. Если в советское время во флигелях дворца жили семьи сотрудников санатория, а позже в них располагались в основном запасники, то теперь там разместятся экспозиции. В одном из них, бывшем каретном сарае, будут демонстрироваться кареты, в другом — знаменитая юсуповская библиотека. 

Сколько стоит возвращение легенды 

Около 1,5 млрд руб. поэтапно выделяет на реставрацию Архангельского государство — единым заказчиком работ выступает Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации Минкультуры РФ. Сумма эта, рассчитанная на годы, выглядит более чем скромной, если вспомнить об исключительном статусе усадьбы и если сравнивать выделенные средства, например, с десятками миллиардов, потраченных Правительством Москвы на парк «Зарядье». На все этого точно не хватит, и недостающие средства восполнят предприниматели, участвующие в попечительском совете музея. Работы по восстановлению Императорской аллеи и окружающего ее парка оплачивает Сбербанк. 

И конечно, надо понимать, что глобальная реставрация усадьбы стала в принципе возможна только после достижения соответствующих договоренностей с Министерством обороны РФ, которое выделило деньги на приведение в порядок собственной территории, санаторных корпусов и набережной, и местной администрацией, заинтересованной в ремонте всех подземных коммуникаций и инженерных сетей, которую осуществляет музей.

После завершения реставрации коллекция станет больше как минимум на тысячу предметов — директор музея Вадим Задорожный, являющийся одновременно успешным предпринимателем и владельцем расположенного по соседству частного Музея техники, лично выкупил у парижского Фонда Юсуповых принадлежащие семье артефакты. «В научном отделе “Архангельского” сейчас их изучают, — сказал Задорожный, — и к открытию обновленной усадьбы мы хотим устроить большую выставку “Юсуповы в изгнании”». 

В честь юбилея музея-заповедника в московских музеях пройдут несколько выставок — ближайшая, посвященная 200-летию Театра Гонзаги, откроется уже в нынешнем августе в Театральном музее им. А.А.Бахрушина, в 2019-м об усадьбе напомнят выставка в ГМИИ им. А.С.Пушкина (Зинаида Юсупова была одним из главных меценатов цветаевского музея) и еще одна экспозиция, устроенная совместно с усадьбами Останкино и Кусково.

Само Архангельское, согласно мастер-плану Wowhaus, обещают максимально благоустроить, сделать так необходимую музею автомобильную парковку, договориться о лучшей транспортной доступности, устроить точки доступа к интернету и разработать удобную навигацию (компания Zoloto group, работавшая в том числе с Третьяковской галереей, обещает обозначить на карте все статуи поименно). К юбилею запустят все фонтаны — ни один из них не работал в советские годы. И может быть, откроют для посещения площадку с колоннадой на крыше дворца с великолепным видом на террасный парк и лес на Лохине острове. Дальше, правда, взгляд все равно будет упираться в новостройки Одинцова — но они и с верхней террасы усадьбы хорошо видны.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+