Паоло Трубецкой (1866–1938) — «русский итальянец», потомок князей Трубецких, родился и жил в основном в Италии, но легко менял страны, где работал, чувствуя себя как дома и в России, и во Франции, и в Америке, свободно говорил на нескольких языках, на русском, правда, с акцентом.
В академиях будущий скульптор не учился, но считать его самоучкой, как почему-то стало принято, тоже было бы неверно. Первые уроки рисунка и живописи Паоло получил у миланского художника-импрессиониста Даниэле Ранцони, подолгу гостившего в семье Трубецких на их вилле на Лаго-Маджоре. Ремеслу же его обучал миланский скульптор Джузеппе Гранди, тоже приверженец импрессионизма, как и самый знаменитый импрессионист в скульптуре Медардо Россо, опять же миланец, работы которого Трубецкой, несомненно, видел.
В Москву уже признанный в Европе скульптор приехал в 1897 году и сразу произвел фурор в местной художественной среде. Приглашенный преподавать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1898 году, он поражал учеников (среди которых были и начинающие свой путь Николай Андреев, Владимир Домогацкий, Сергей Коненков) быстрой подвижной лепкой, создающей живую игру света, точностью передачи характера и настроения модели. Для европейской знаменитости даже построили бронзолитейную мастерскую и выписали литейщика из Италии.
«Итальянцем» восхищались Александр Бенуа, Игорь Грабарь и Валентин Серов. И столь же яростно ругали традиционалисты, как Владимир Стасов, гневно писавший о заезжем «декаденте»: «Сколько изуродованных у него в глине кавалеров, военных, штатских и даже собак и лошадей!»
Но почитателей у Трубецкого было куда больше. Ему позировали Исаак Левитан, Федор Шаляпин, Лев Толстой, приезжавший каждый день в мастерскую скульптора на лошади, высший свет и семья Романовых. Так что не случайно, что и заказ на памятник Александру III (1909) в Петербурге получил Трубецкой, а не признанные мэтры-академики Владимир Беклемишев, Марк Антокольский или Матвей Чижов. Памятник для своего времени получился удивительный — и по пластическому решению, и по образу.
Уехав из России в 1906 году, Трубецкой оставил около 50 произведений в разных жанрах, в основном портретов. Все они хранятся в собраниях Третьяковской галереи и Русского музея, где два года назад, в 150-летний юбилей скульптора, прошла большая его ретроспектива.
Теперь пришла очередь и Третьяковки, где на выставке будет 80 работ: 20 из галерейного собрания, часть из Русского музея. Вещи известные, но будут и 40 работ из собрания коллекционера Давида Якобашвили, в том числе и портрет жены скульптора Элин Трубецкой, существующий в единственном экземпляре. И эти работы наши зрители точно увидят впервые, поскольку выполнены они все в Италии, Франции и США.
Государственная Третьяковская галерея
Скульптор Паоло Трубецкой
22 июня – 26 августа