18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Где Рубенс, там и барокко

№65
Материал из газеты

Антверпен начал отмечать год великого фламандца и его эпохи. С июня и до конца января здесь проходят десятки мероприятий, посвященных художнику и его влиянию на искусство трех последующих столетий

Антверпен, один из крупнейших городов Фландрии, северного региона Бельгии, велик многим. Здесь работали Ян ван Эйк, Питер Брейгель и Питер Пауль Рубенс. Сейчас это мировой центр моды и дизайна, а благодаря Яну Фабру и Люку Тюймансу еще и флагман современного искусства. Нынешний фестиваль «Антверпен 2018: год Рубенса и эпохи барокко» включает десятки мероприятий — Рубенса и барокко вы встретите здесь в музеях и парках, в стрит-арте и музыке, в фотографии и моде, и даже в шоколаде. Перемещаясь по Антверпену от одного помеченного барочным букетом объекта к другому, можно составить несколько маршрутов: и для тех, кто предпочитает живопись великого фламандца и его современников, и для любителей современного искусства, или для интересующихся темой взаимовлияний и взаимопроникновений.

Дом и «Автопортрет»

Именно здесь проще всего понять, каков он был — этот успешный и эффектный мужчина. Счастливо женатый на Изабелле Брант, Питер Пауль Рубенс имел статус наместника испанского короля во Фландрии, то есть был одним из самых влиятельных людей в Антверпене. Строить свой дом он начал в 1610 году. Проявив такт, сохранил фасад традиционного бюргерского дома из красного кирпича — зато во внутреннем дворе устроил собственную Италию. В разбитом на ренессансный манер саду был построен портик, отсылающий к римским воротам Пия, последнему архитектурному творению Микеланджело; внутренние фасады украшены колоннами и лепниной. Сейчас портик и садовый павильон реставрируют.

В интерьерах дома, кроме планировки, от Рубенса ничего не осталось. Все, что можно увидеть здесь, — результат кропотливой работы кураторов; значительная часть произведений позаимствована из разных музеев мира. Тут есть мастерская, где художник с целой командой подмастерьев трудился над монументальными полотнами, бюст Сенеки в кабинете-полуротонде, картины современников и друзей художника (самого его в черной шляпе можно узнать в уголке картины Виллема ван Хахта «Галерея Корнелиса ван дер Геста», изображающей будни любителя искусства XVII века) и наконец «Автопортрет» 53-летнего красавца с рыжей бородой и проницательным взглядом (1630 год, он только что  женился на 16-летней Елене Фоурмен).

Дом Рубенса
Экспозиция обновляется каждые три месяца

Барочный стрит-арт

Рубенс делал эскизы для росписей плафонов и гобеленов, но проект уличного художника Ивона Тордуа не обращается к деталям. Четыре грандиозные росписи стен в центре Антверпена, сделанные им и еще тремя стрит-артистами, связаны с барокко только использованием золотого цвета, реализмом деталей или иллюзией пространства.

Улицы Антверпена
Постоянно

Красавицы Рубенса

«Рубенсовская женщина» — определение, не требуещее комментариев. Обнаженным моделям крупного формата посвятил свой проект в Фотомузее провинции Антверпен (FOMU) Пауль Койкер. Работая большими сериями, он занят интерпретацией традиционного исследования отношений между художником и моделью, зрителем и объектом. 

Фотограф и художник Атос Бюрес пошел дальше: в проекте для музея MAS он дает современные варианты барочных жанров натюрморта, портрета и интерьера. Бюрес вначале выстраивает свои сюрреалистичные инсталляции из моделей и предметов в реальности, а после их просто снимает.

FOMU
Пауль Койкер. «Без названия» 
До 7 ноября 
MAS
Барокко Бюреса
До 21 апреля 2019

По заказу церкви

Для художников XVII века было естественно работать по заказу церкви. Для разгромленного кальвинистами и возвращенного католикам испанским королем Филиппом II собора Антверпенской Богоматери Рубенс написал знаменитый триптих «Снятие с Креста» (1612–1614). Картина предназначалась для алтаря гильдии стрелков из аркебузы. Еще более драматичное «Воздвижение Креста» (1610) с пирамидой полуобнаженных тел попало в собор позже, в XIX веке. Триптих «Воскресение Христа» был написан в качестве надгробия членам семьи Плантен-Морет, друзьям Рубенса. Рядом — «Успение Девы Марии», одна из женщин над гробом имеет черты умершей от чумы Изабеллы Брант. 

Антверпенский собор продолжает сотрудничать с художниками и сейчас. Уже несколько лет здесь стоит скульптура «Человек, несущий крест» Яна Фабра. В боковом нефе — инсталляция «Диаспора», заказанная собором Коэну Тейсу. Это отлитые из бронзы и покрашенные в барочные синий и золотой цвета картонки и старые одеяла, из которых делают себе постели беженцы.

Ян Фабр готов пойти еще дальше и заменить своими произведениями рубенсовские. Концертный зал  AMUZ в недействующей церкви Святого Августина, заказал ему три работы для алтаря. Когда-то тут висели полотна Рубенса («Мистическое обручение святой Екатерины»), Антониса ван Дейка и Якоба Йорданса. Теперь на их месте Фабр в своей любимой  технике мозаики из надкрыльев жуков создал три композиции, главная из которых — «Мистическое единение агнца и бриллианта» (Антверпен — мировая столица торговли алмазами).

Собор Антверпенской Богоматери
Диаспора
AMUZ
Работы Яна Фабра 
С 3 июля

Напарники и конкуренты

Дипломат и интеллектуал, Рубенс любил роскошь, умел считать деньги и крайне ревностно относился к своим авторским правам. Есть анекдот, что гравер Рубенса по имени Востерман чуть не убил его штихелем: продажа гравюр маэстро приносила огромные деньги, но делиться он скупился. Завидовал своему ученику Якобу Йордансу, а конкурента Антониса ван Дейка, по сути, выжил в Англию. С Франсом Снейдерсом он работал 30 лет — тот вписывал в его полотна животных и плоды. А Яна Брейгеля Младшего Рубенс ценил больше всех (и написал его нежнейший портрет с семейством). Рубенс был тесно связан с бургомистром Антверпена Николасом Рококсом, не только дружбой, но и делами — с семейством Плантен-Морет (их антверпенская типография считается первым печатным предприятием промышленного типа). 

Музей Плантен-Морета
Постоянная экспозиция
Дом Снейдерса и Рококса
Постоянная экспозиция
Выставка фотографий Тони Ле Дюка на основе поваренной книги XVII века
С 28 сентября

А если Рубенс был женщиной?

Но он ею не был. В XVII веке женщина имела мало шансов стать художницей, хотя прецеденты есть, и как раз в Южных Нидерландах, где был популярен жанр флористики (изображения святых в обрамлении венков из цветов и фруктов; этим занималась, например, Клара Петерс). Но за исторические полотна и обнаженную натуру женщины не брались — за исключением таинственной Михаэлины Вотье. В музее MAS открылась выставка работ Михаэлины. Одно то, что ее называли вот так, по имени, говорит о присвоенном ей статусе гения и о том, как она близка современному понятию фрика.  Она  была обеспеченной и образованной женщиной, ее многочисленные братья обучались наукам и искусствам (один из них, Шарль, видимо, посещал мастерскую Рубенса). Она писала портреты, обнаженную натуру и большие исторические полотна. Допускала неуловимые огрехи в анатомии, которые придают ее картинам жизненность, и ставила перед собой сложные колористические задачи. У ее святого Иоанна грязные ногти и впалая грудь уличного мальчишки. Себя художница изобразила нагой в виде спутницы Вакха на монументальном многофигурном полотне «Вакханалия». Она всегда подписывала свои картины (сейчас их известно около 30) и никогда не была замужем. 

Музей MAS
Михаэлина. Главная героиня барокко
До 2 сентября

Тьма и насилие

Выставка в Музее современного искусства Антверпена (M HKA) художника и куратора Люка Тюйманса отсылает к важнейшим особенностям барокко — аффектации и театральности, натурализму и инсценировкам насилия. Сангина — одна из любимых художниками барокко техник рисования. Не кровь, а лишь ее воплощение. Выставка соединяет картины художников XVII века — Антониса ван Дейка, Якоба Йорданса, Питера Пауля Рубенса — с современным искусством. Иногда переклички кажутся легковесными («Золотой дракон» Такаси Мураками — и золоченая скульптура барокко, «Пространственный концепт» Лучо Фонтаны в виде смятого бронзового шара и эскиз спины мужчины ван Дейка, демонстрирующие барочную незаконченность). Иногда они заставляют всерьез задуматься. 

Смысловым центром выставки Тюйманс считает «тьму». В затемненном зале царит «Бичевание Христа» Караваджо (из Музея Каподимонте в Неаполе). Из тьмы оборачивается к зрителю обнаженная черная женщина Марлен Дюма. Среди теней мечется персонаж в видео Пьера Юига — обезьянка в маске девочки, обученная подавать блюда в ресторане и брошенная людьми где-то в окрестностях Фукусимы. Сосредоточие же мрака — во временном павильоне рядом с музеем.  Там представлена инсталляция Эдварда Кинхольца 1972 года, воссоздающая реальное преступление: кастрацию за связь с белой девушкой афроамериканца на юге США. Ступая по песку среди автомобилей, светом фар выхватывающих страшную сцену из темноты, можно подойти прямо к фигурам белых извергов, лица которых превращены в звериные хари.

M HKA
Сангина. Кроваво-красный
До 16 сентября

Свет и пространство

Еще одна выставка открылась в Мидделхейме, парке-музее на окраине Антверпена с коллекцией скульптуры модернизма — Анри Матисса, Огюста Родена, Генри Мура. Здесь показывают современные инсталляции, обращенные к теме барочного сада, который и театральная сцена с гротами и фонтанами, разыгрывающими эффектные роли. Бертран Лавье создал свой «Фонтан» из взбесившихся садовых шлангов, Спенсер Финч превращает пейзаж в «марсианский», наклеив на стекла садового павильона красную пленку, Моника Сосновская завязывает в драматический узел металлическую лестницу и ставит ее как памятник посреди поляны. 

Жестче всех взаимодействует со зрителем один из пионеров новых медиа Брюс Науман. В парке воссоздана его «Комната-бриллиант с желтым светом» (1986–1990). Граненые стены из бетона замыкают зрителя в странное пространство, заставляя его переходить из объема в объем — чтобы не обнаружить ничего, кроме желтого света, после которого в глазах плывут круги и все цвета меняются на противоположные. 

Парк-музей Мидделхейм
Ловушки опыта 
До 23 сентября

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+