18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Искусство, которое заводится ключом

Осенью на Солянке для широкой публики откроется новый частный музей музыкальных инструментов и антикварных редкостей «Собрание», представляющий коллекцию бизнесмена и мецената Давида Якобашвили

Коллекция шарманок и органов, фисгармоний и патефонов, заводных кукол-автоматонов и старинных часов с музыкальными механизмами занимает 11 тыс. кв. м. Такова приблизительная площадь музея, который был задуман коллекционером Давидом Якобашвили еще 18 лет назад и теперь открылся — пока что для избранной публики.

 Оснащать четырехэтажное здание в историческом районе Солянки всем необходимым современному музею нужно было аккуратно, и это было непросто: помещение увеличивали на четыре этажа вглубь пространствами мастерских и паркинга. Уникальная коллекция, когда-то составлявшая около 500 предметов, приобретенная Якобашвили у друга, шведского бизнесмена Билла Линдвалла, сегодня насчитывает больше 20 тыс., при этом Давид Михайлович вместе с сыном Михаилом, с которым делит управление музеем, регулярно продолжает пополнять собрание. 

Зрителям коллекция Давида Якобашвили отчасти знакома — он регулярно выставлял ее небольшими частями, например в московском Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства. Теперь она показана в одном месте: музыкальные инструменты и механизмы распределены по этажам, разделены на тематические зоны. Чем выше, тем тише — верхний этаж отведен под декоративно-прикладное и ювелирное искусство, антиквариат, сделанные Карло Бергомаско дагеротипы членов царской семьи, гравюры, необыкновенные табакерки, чайницы, сервизы, стоящие пока без экспликаций. Главная же партия — у музыкальных инструментов и механизмов, занявших три основных этажах, и ведет ее орган. 

Одним из первых в здании установили именно его — большой инструмент с надписью Bacigalupo на ажурном цоколе и движущимися деревянными фигурками циркачей. Фигурки артистов с колокольчиками в руках и итальянская надпись обманчивы: инструмент был сделан в Германии и предназначен веселить публику перед берлинским стадионом на Олимпийских играх в 1936 году. Историю инструментов можно узнать на тачпадах — и еще прослушать, как звучит тот или иной экспонат, посмотреть, как двигаются фигурки.

Двигающиеся по фасадам органов и органчиков фантастические животные, путти, бьющие в барабаны, создают ощущение волшебства, а расставленные на стеллажах раритетные музыкальные носители (валики для фонографов в старинных чехлах, восковые и бумажные перфорированные ленты, металлические диски, первые граммофонные пластинки) кажутся предметами из алхимической лаборатории.

Каждая вещь в музее говорит о моде своего времени. Например, трогательные музыкальные шкатулки, которые использовали в XVIII веке для обучения пению домашних птиц. К концу столетия им и вовсе придумали замену: пташек, которые заводятся ключом. Они выводят трели, поворачивают голову и машут хвостиком, как живые. XX столетие знаменуется появлением уже не механических, а электрических музыкальных автоматов с кнопками для выбора песни. Десяток этих веселых устройств можно найти на минус первом этаже. На том же уровне — необыкновенные двигающиеся куклы-автоматоны: есть потешный пекарь, выглядывающий из многоярусного торта, а есть страшноватый говорящий клоун, а еще заводные качели и карусели.

«Наконец-то завершена долгая работа по созданию музея. В нем соединились понятия времени и музыки — вечных, но постоянно эволюционирующих. Здесь можно увидеть, как из века в век люди совершенствовали свои изобретения для более точного, более чистого звучания», — сказал на предпоказе музея, стоя на фоне огромного часового маятника, Давид Якобашвили. Для публики московский музей откроется в начале осени. В будущем году в Сочи должен появиться большой филиал музея.

Посещение музея «Собрание» будет бесплатным, пока по предварительной записи.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+