Коллекция шарманок и органов, фисгармоний и патефонов, заводных кукол-автоматонов и старинных часов с музыкальными механизмами занимает 11 тыс. кв. м. Такова приблизительная площадь музея, который был задуман коллекционером Давидом Якобашвили еще 18 лет назад и теперь открылся — пока что для избранной публики.
Оснащать четырехэтажное здание в историческом районе Солянки всем необходимым современному музею нужно было аккуратно, и это было непросто: помещение увеличивали на четыре этажа вглубь пространствами мастерских и паркинга. Уникальная коллекция, когда-то составлявшая около 500 предметов, приобретенная Якобашвили у друга, шведского бизнесмена Билла Линдвалла, сегодня насчитывает больше 20 тыс., при этом Давид Михайлович вместе с сыном Михаилом, с которым делит управление музеем, регулярно продолжает пополнять собрание.
Зрителям коллекция Давида Якобашвили отчасти знакома — он регулярно выставлял ее небольшими частями, например в московском Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства. Теперь она показана в одном месте: музыкальные инструменты и механизмы распределены по этажам, разделены на тематические зоны. Чем выше, тем тише — верхний этаж отведен под декоративно-прикладное и ювелирное искусство, антиквариат, сделанные Карло Бергомаско дагеротипы членов царской семьи, гравюры, необыкновенные табакерки, чайницы, сервизы, стоящие пока без экспликаций. Главная же партия — у музыкальных инструментов и механизмов, занявших три основных этажах, и ведет ее орган.
Одним из первых в здании установили именно его — большой инструмент с надписью Bacigalupo на ажурном цоколе и движущимися деревянными фигурками циркачей. Фигурки артистов с колокольчиками в руках и итальянская надпись обманчивы: инструмент был сделан в Германии и предназначен веселить публику перед берлинским стадионом на Олимпийских играх в 1936 году. Историю инструментов можно узнать на тачпадах — и еще прослушать, как звучит тот или иной экспонат, посмотреть, как двигаются фигурки.
Двигающиеся по фасадам органов и органчиков фантастические животные, путти, бьющие в барабаны, создают ощущение волшебства, а расставленные на стеллажах раритетные музыкальные носители (валики для фонографов в старинных чехлах, восковые и бумажные перфорированные ленты, металлические диски, первые граммофонные пластинки) кажутся предметами из алхимической лаборатории.
Каждая вещь в музее говорит о моде своего времени. Например, трогательные музыкальные шкатулки, которые использовали в XVIII веке для обучения пению домашних птиц. К концу столетия им и вовсе придумали замену: пташек, которые заводятся ключом. Они выводят трели, поворачивают голову и машут хвостиком, как живые. XX столетие знаменуется появлением уже не механических, а электрических музыкальных автоматов с кнопками для выбора песни. Десяток этих веселых устройств можно найти на минус первом этаже. На том же уровне — необыкновенные двигающиеся куклы-автоматоны: есть потешный пекарь, выглядывающий из многоярусного торта, а есть страшноватый говорящий клоун, а еще заводные качели и карусели.
«Наконец-то завершена долгая работа по созданию музея. В нем соединились понятия времени и музыки — вечных, но постоянно эволюционирующих. Здесь можно увидеть, как из века в век люди совершенствовали свои изобретения для более точного, более чистого звучания», — сказал на предпоказе музея, стоя на фоне огромного часового маятника, Давид Якобашвили. Для публики московский музей откроется в начале осени. В будущем году в Сочи должен появиться большой филиал музея.
Посещение музея «Собрание» будет бесплатным, пока по предварительной записи.