18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Минин и Пожарский опять собирают народные пожертвования

№66
Материал из газеты

Государственный исторический музей (ГИМ) объявляет о начале кампании по сбору средств на реставрацию памятника Минину и Пожарскому

Деньги на реставрацию экспонатов музеи, конечно, собирали и раньше, но далеко не в таких масштабах: на восстановление работы скульп­тора Ивана Мартоса (1754–1835) потребуется около 46 млн руб. Для сравнения: стоимость монумента князю Владимиру, установленного недавно на Боровицкой площади по инициативе Российского военно-исторического общества, составила порядка 150 млн руб.

Памятник Минину и Пожарскому возводился на народные средства. В 1808 году жители Нижегородской губернии, родины Кузьмы Минина, заявили о желании увековечить гражданский подвиг земляка в Нижнем Новгороде и обратились за одобрением к императору Александру I. 

Идея витала в воздухе. Еще в 1803 году писатель Василий Попугаев предлагал создать монумент Минину и Пожарскому Вольному обществу любителей словесности, наук и художеств, где состоял и Мартос, который начал работу над проектом. В одной из первых версий композиции предполагалось, что и Минин и Пожарский будут стоять, но ее пришлось изменить: представителей разных сословий негоже было изображать одинаково. Уже в 1804 году Мартос подготовил первую скульптурную модель, однако тогда памятник не получил воплощения, так как в правительстве посчитали, что собрать средства будет сложно.

Только спустя четыре года, благодаря нижегородцам, определившим «от достояний своих некоторую сумму», состоялся сбор. Император замысел одобрил, и в конце того же года в Академии художеств прошел конкурс на проект монумента. Победил Иван Мартос. В начале 1809-го была объявлена всенародная подписка, гравюру с изображением знакомой нам скульптуры напечатали большим тиражом и разослали по стране, чтобы все могли составить представление о том, на что жертвуют средства. Сам государь тоже принял участие в сборе — его имя значилось в числе подписавшихся. 

По смете Мартоса на монумент требовалось 150 тыс. руб., и к 1811 году из них собрали 136 тыс. Памятник решили установить в Москве — на этом настоял автор, — а в Нижнем Новгороде ограничились обелиском (только в 2005 году стараниями Зураба Церетели в городе появилась уменьшенная копия московской скульптуры). Работа над памятником Минину и Пожарскому шла в разгар Отечественной войны 1812 года, и в глазах современников он стал напоминанием не только о сохранении русской государственности силами народного ополчения в XVII веке, но и символом победы над Наполеоном, немалую роль в которой сыграло партизанское движение. Монумент торжественно открыли 20 февраля 1818 года в присутствии Александра I. 

Бронзовые Минин и Пожарский стояли в середине Красной площади рядом с Верхними торговыми рядами — прямо напротив Кремля. На нынешнее место у Покровского собора статую перенесли в 1931 году. По официальной версии она мешала проходу участников парадов и демонстраций, по одной из альтернативных — возведенный в 1924 году Мавзолей Ленина полностью разрушал логику расположения памятника. 

В апреле этого года монументу исполнилось 200 лет. Юбилей он отмечал уже в качестве экспоната Государственного исторического музея, которому Минина и Пожарского передали на баланс в 2016 году. По словам Ольги Стригун, главного архитектора музея, за все годы существования памятник ни разу капитально не реставрировали. До наших дней он дошел с целым рядом проблем, причем основу главной из них непреднамеренно заложили еще при его создании. 

Дело в том, что литейщик Василий Екимов (1758–1837) отливал скульп­турную группу не по частям, как это было принято делать раньше, а целиком по выплавляемой восковой модели. Для этого использовалась технология, по которой восковую модель в полную величину обмазывали специальной смесью, содержащей толченый кирпич. Смесь застывала, после чего воск вытапливался, а на его место заливался металл. При отливке на обратной стороне фигур, полых внутри, остались частицы внутренней формы. «У нас есть опасения, что в местах, где они соприкасаются, очень сильно истончился металл, ведь все это время фрагменты формы набирали влагу и соприкасались с памятником», — рассказала Ольга Стригун. 

Также придется заменить металлические конструкции, на которых стоит памятник: они проржавели и больше не могут держать его вес. Для этого саму скульптурную группу необходимо демонтировать и переместить в мастерскую, где работы могут идти при постоянном температурно-влажностном режиме даже зимой. Если необходимую сумму удастся собрать оперативно, реставрацию можно осуществить в один этап: специалисты будут параллельно работать над статуей и постаментом.

По словам главного архитектора ГИМ, гранитный постамент особого волнения не вызывает: обнаруженные деформации швов легко корректируются. Перед реставраторами будет стоять задача убрать цветник вокруг пьедестала, которого не было изначально (влагу от фундамента обычно как раз отводят). Беспокоят барельефы постамента: сейчас они закреплены не так, как задумывалось. Первоначально с обратной стороны к ним были приварены специальные петли, через которые продевался металлический жгут, и барельефы таким образом удерживали друг друга. Сейчас же они закреплены ненадежно, и посетителям даже ограничили доступ к скульптуре. 

В случае удачного сбора средств восстановление памятника должно занять не более года, однако до этого следует полностью разработать и согласовать с Министерством культуры всю проектную документацию. Реставрацией памятника займется подрядная организация, которую должен определить конкурс с ограниченным участием. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+