18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Шедевры эпохи Эдо в ГМИИ им. А.С.Пушкина покажут в два приема

№66
Материал из газеты

Выставка дает отличный шанс увидеть все разнообразие художественных школ в Японии за 250 лет правления клана Токугава со столицей в городе Эдо, давшем название периоду (1603–1868)

Наши музеи не могут похвастать большими собраниями японского искусства, по словам куратора «Шедевров живописи и гравюры эпохи Эдо» Айнуры Юсуповой, ни в одном из них оно не представлено c полнотой, «позволяющей показать историю искусства Японии или даже отдельно взятой эпохи Эдо». Тем более выставка в Пушкинском музее дает отличный шанс увидеть все разнообразие художественных школ в Японии за 250 лет правления клана Токугава со столицей в городе Эдо, давшем название периоду (1603–1868). Более сотни произведений предоставили Токийский национальный музей и Агентство по культуре Японии, Художественный музей города Тиба и Художественный музей Итабаси в Токио. Дополняют же их вещи из коллекции ГМИИ и Государственного музея искусства народов Востока.

Интересно, что выставок на самом деле две: в середине показа экспозицию заменят. Поскольку строгие японские стандарты не позволяют выставлять живопись на шелке и бумаге дольше месяца, на смену одним уникальным произведениям придут другие. Семнадцати работам на родине присвоен особый статус, а две из них считаются национальным сокровищем. Это двустворчатая ширма «Наслаждение вечерней прохладой» Кусуми Морикагэ (ок. 1620–1690) и недавно отреставрированный свиток с портретом знатного самурая Таками Сэнсэки кисти Ватанабэ Кадзана (1793–1841), в котором японские традиции художник совместил с приемами европейского искусства. 

Кадзан был сторонником открытия страны Западу (в эпоху Эдо Япония вела торговлю только с Китаем и Нидерландами). За свои политические взгляды художник даже был сослан с запретом продавать работы. Но, чтобы выжить, он продолжал тайно торговать ими, за что был заключен под арест и как истинный конфуцианец совершил ритуальное самоубийство.

В эпоху Эдо начали переводить китайские классические труды по конфуцианству, что нашло отражение и в живописи. Пример тому «Пейзаж с кукушкой» художника и поэта Ёсы Бусона (1716–1784), который и в хайку, и в живописи придерживался китайских идеалов. 

В Пушкинском показывают работы художников всех крупнейших направлений, в том числе шедевр Сакаи Хоицу (1761–1828) — ширму «Цветущие летние и осенние травы», одно из самых известных произведений школы Римпа. Не останется, естественно, без внимания и самое известное за пределами Японии направление — укиё-э, ставшее популярным в Европе в XIX веке. На выставке экспонируются работы знаменитого автора укиё-э Кацусики Хокусая (1760–1849), в том числе «Большая волна в Канагаве» из его знаменитой серии «36 видов Фудзи». В Японии укиё-э было настолько популярно и распространено в среде горожан, что старые гравюры использовали даже в качестве упаковочного материала при отправке керамики в Европу, благодаря чему они и приобрели там такую популярность. В России они также пользовались успехом, в первую очередь пейзажи укиё-эно, но и сценки из городской жизни, портреты борцов сумо, актеров театра кабуки и красавиц своего времени. Одну из них, Окиту из чайного дома Нанивая, любимую модель Китагавы Утамаро (1753–1806), увидят и в Москве. 

ГМИИ им. А.С.Пушкина
Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо
4 сентября – 28 октября

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
3
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
4
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
5
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
6
Дрезден — место, где изобрели красоту
Иоганн Вольфганг фон Гёте писал, что столица Саксонии возродила в нем желание думать об искусстве. Если с гением сработало — сработает и с вами
03.05.2024
Дрезден — место, где изобрели красоту
7
Звезды на Met Gala 2024
Институт костюма Метрополитен-музея провел традиционный Met Gala, который можно назвать увертюрой к открывающейся вслед выставке о моде
07.05.2024
Звезды на Met Gala 2024
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+