18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Шагал, Мунк и Магритт агитируют за мэра Москвы

В наглядной агитации к выборам мэра Москвы задействованы все резервы мирового искусства

Креативные предвыборные плакаты были замечены в крупных московских торговых сетях, в частности в «Ашане». Это не агитация какого-то конкретного кандидата на пост мэра Москвы, а общая кампания за повышение явки горожан на избирательные участки. В оформлении плакатов задействованы настоящие сокровища мирового искусства, включая русское.

Самым запоминающимся стал плакат, использующий фрагмент знаменитой картины Марка Шагала «Прогулка» (1917) из собрания Государственного Русского музея. На нем лирический герой живописца держит за руку свою музу (первая жена художника Белла), парящую над Витебском. «Маша, куда ты?» — спрашивает художник в комиксовом облачке. «На выборы», — отвечает она.

Вопрос о том, насколько приемлемо в «лучшем городе Земли» превращать шедевр русского авангарда в комикс, называть Беллу Машей и путать Витебск с Москвой, придется оставить в стороне. Пределов тут, по-видимому, просто нет (вспомним прекрасную историю с конвертом Почты России, на котором под видом МГУ им. Ломоносова была изображена высотка на Котельнической набережной). К тому же, когда муза поэтического вдохновения с другого плаката из той же серии говорит Пегасу, который хочет сходить на выборы мэра: «Ты же лошадь с крыльями», — это, кажется, даже смешно.

Зато совсем несмешным кажется вопрос о нарушении правил воспроизведения не только шедевров, но и вообще любых произведений искусства. Комплекс авторских прав охраняется Гражданским кодексом РФ; в целом российское законодательство в этой области сейчас ужесточается (в частности, в начале 2018 года Владимир Путин подписал новую редакцию норм права, по которым автор получает процент при перепродаже произведения) и уже не слишком отличается от общемирового. Разница лишь в том, что нарушаются эти законы у нас гораздо чаще.

При любой публикации произведения искусства необходимо получить согласие у автора (правообладателя) напрямую (или через авторское общество) и, может быть, выплатить ему вознаграждение, которое зависит в первую очередь от цели использования. И именно Марк Шагал относится к самым дорогим в этом смысле художникам.

В соответствии с действующим ныне законом права владельца оригинала (в случае с полотном Марка Шагала это Государственный Русский музей) не совпадают с правами правообладателя (если нет специальной договоренности). Музей может показывать картину на выставках и публиковать ее репродукции в каталогах, давать ее изображение СМИ для статей про выставки и так далее. Но для получения разрешения на коммерческое использование нужно запрашивать французское Общество авторов изобразительного искусства (Société des auteurs dans les arts graphiques et plastiques, ADAGP), которое, скорее всего, обратится к наследникам Марка Шагала и Шагаловский комитет в Париже.

Такая система действует для всех здравствующих авторов и спустя еще 70 лет после их смерти; потом произведение может репродуцироваться без ограничений.

Создателем всей серии «искусствоведческих» предвыборных плакатов является рекламно-производственная компания «МЕГA-APT». Как сказано на ее сайте, основным направлением деятельности компании является праздничное оформление города Москвы к государственным, национальным и религиозным праздникам. Однако компания выполняет и частные заказы. 

Плакат с картиной Марка Шагала сейчас на сайте компании не представлен, однако за 500 руб. там можно купить большой плакат с изображением скульптурной группы «Геракл и Антей», что стоит у входа в императорский дворец Хофбург в Вене, библейского Самсона, угрожающего своему тестю, с полотна мастерской Рембрандта, а также плакаты с вольными вариациями картин «Голконда» Рене Магритта и «Крик» Эдварда Мунка. Все произведения снабжены юмористическими подписями.

Посмотрим, сколько любителей ходить в музеи после такой агитации придут на выборы.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
4
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+