Креативные предвыборные плакаты были замечены в крупных московских торговых сетях, в частности в «Ашане». Это не агитация какого-то конкретного кандидата на пост мэра Москвы, а общая кампания за повышение явки горожан на избирательные участки. В оформлении плакатов задействованы настоящие сокровища мирового искусства, включая русское.
Самым запоминающимся стал плакат, использующий фрагмент знаменитой картины Марка Шагала «Прогулка» (1917) из собрания Государственного Русского музея. На нем лирический герой живописца держит за руку свою музу (первая жена художника Белла), парящую над Витебском. «Маша, куда ты?» — спрашивает художник в комиксовом облачке. «На выборы», — отвечает она.
Вопрос о том, насколько приемлемо в «лучшем городе Земли» превращать шедевр русского авангарда в комикс, называть Беллу Машей и путать Витебск с Москвой, придется оставить в стороне. Пределов тут, по-видимому, просто нет (вспомним прекрасную историю с конвертом Почты России, на котором под видом МГУ им. Ломоносова была изображена высотка на Котельнической набережной). К тому же, когда муза поэтического вдохновения с другого плаката из той же серии говорит Пегасу, который хочет сходить на выборы мэра: «Ты же лошадь с крыльями», — это, кажется, даже смешно.
Зато совсем несмешным кажется вопрос о нарушении правил воспроизведения не только шедевров, но и вообще любых произведений искусства. Комплекс авторских прав охраняется Гражданским кодексом РФ; в целом российское законодательство в этой области сейчас ужесточается (в частности, в начале 2018 года Владимир Путин подписал новую редакцию норм права, по которым автор получает процент при перепродаже произведения) и уже не слишком отличается от общемирового. Разница лишь в том, что нарушаются эти законы у нас гораздо чаще.
При любой публикации произведения искусства необходимо получить согласие у автора (правообладателя) напрямую (или через авторское общество) и, может быть, выплатить ему вознаграждение, которое зависит в первую очередь от цели использования. И именно Марк Шагал относится к самым дорогим в этом смысле художникам.
В соответствии с действующим ныне законом права владельца оригинала (в случае с полотном Марка Шагала это Государственный Русский музей) не совпадают с правами правообладателя (если нет специальной договоренности). Музей может показывать картину на выставках и публиковать ее репродукции в каталогах, давать ее изображение СМИ для статей про выставки и так далее. Но для получения разрешения на коммерческое использование нужно запрашивать французское Общество авторов изобразительного искусства (Société des auteurs dans les arts graphiques et plastiques, ADAGP), которое, скорее всего, обратится к наследникам Марка Шагала и Шагаловский комитет в Париже.
Такая система действует для всех здравствующих авторов и спустя еще 70 лет после их смерти; потом произведение может репродуцироваться без ограничений.
Создателем всей серии «искусствоведческих» предвыборных плакатов является рекламно-производственная компания «МЕГA-APT». Как сказано на ее сайте, основным направлением деятельности компании является праздничное оформление города Москвы к государственным, национальным и религиозным праздникам. Однако компания выполняет и частные заказы.
Плакат с картиной Марка Шагала сейчас на сайте компании не представлен, однако за 500 руб. там можно купить большой плакат с изображением скульптурной группы «Геракл и Антей», что стоит у входа в императорский дворец Хофбург в Вене, библейского Самсона, угрожающего своему тестю, с полотна мастерской Рембрандта, а также плакаты с вольными вариациями картин «Голконда» Рене Магритта и «Крик» Эдварда Мунка. Все произведения снабжены юмористическими подписями.
Посмотрим, сколько любителей ходить в музеи после такой агитации придут на выборы.