18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Когда власть нуждалась в искусстве

№66
Материал из газеты

Художники итальянского Возрождения работали над идеологическим заказом власти под жестким гнетом цензуры, и это историческое обстоятельство только способствовало рождению шедевров

Книга Элисон Коул «Ренессанс в Италии. Жизнь при дворе: искусство, удовольствие, власть» научно-познавательная. Она наверняка будет интересна историкам искусства: в ней они найдут новые факты и их трактовки. Ее с пользой прочтут и почитатели итальянского Возрождения, знающие произведения и биографии художников того времени, прославленного многими поколениями искусствоведов. При этом рядовому читателю Коул никак не помогает, не стремится его развлечь. Она последовательно и подробно, непременно ссылаясь на исторические источники и работы современных исследователей, рассказывает о придворной жизни в итальянских городах-государствах в XV веке и о роли искусства и художников, идеологически обслуживавших власть.

В ее книге великие мастера, главные герои и персонажи истории искусства, предстают не одинокими гениями, а исполнителями заказов, сформированных при дворах потребностями хозяев и сформулированных их гуманитарными советниками. Что нисколько не умаляет личного таланта и творческих достижений художников, работавших в мало комфортных условиях идеологического давления, профессиональной конкуренции и зависимости от властных прихотей. Великому Леонардо при дворе Лодовико Сфорца мало того что не платили, так еще и не слишком выделяли его среди многочисленных коллег. А Изабелла д’Эсте могла легко отклонить свой портрет, написанный Андреа Мантеньей, как плохо сделанный и лишенный сходства. Хотя к тому времени художник уже создал в Мантуе шедевры вроде росписи в Камера дельи Спози, «брачном чертоге» в Палаццо Дукале.

Но герцоги и герцогини — власть — в книге не обличаются, они такие же ее герои, что и художники. Заказчики искусства шесть веков назад были настоящими соавторами живописцев, скульп­торов и архитекторов (а большинство художников исполняли одновременно все эти роли плюс организовывали праздники), иногда прямо руководя творческим процессом, подробно обговаривая сюжеты, персонажей и композицию, или же четко высказывали свои требования. Поскольку знали, как велика роль искусства в легитимации и пропаганде власти.

Образованность и развитое эстетическое чувство были так же обязательны для пришедших к власти, как военные и дипломатические способности. И Коул подробно, с пониманием обстоятельств времени и места описывает их судьбы и характеры. 

Альфонсо I Арагонский, король Неаполя, понимал, «что должен разбиться в лепешку», чтобы его, испанца, признала итальянская знать. Поэтому «выработка изящного языка, вербального и визуального, способного донести идеологию королевской власти до местной аристократии и других итальянских княжеств», стала для него насущной задачей, для чего он пригласил ко двору мастеров из разных европейских стран. А правитель Урбино Федерико да Монтефельтро, заполучивший трон и богатство умением воевать, с помощью искусства неустанно доказывал легитимность своего положения. Этот благородный воин описан Коул с явным сочувствием, так что прочитавшим книгу характерный горбоносый профиль Федерико на знаменитом двойном портрете (с умершей женой Баттистой Сфорца) Пьеро делла Франческа будет казаться прямо-таки родным.

Но книга о придворной жизни Италии XV века, с главами, посвященными Мантуе, Милану, Неаполю и Урбино, написана не просто историком, а историком искусства. Разбор художественных произведений здесь не главная, но обязательная часть повествования. И сделан он очень емко, коротко и точно, без лишних эмоций, но и не без изящных формулировок. Вообще, слог у Коул довольно легкий, можно сказать элегантный, но сдержанный, так что в книге нет ни высоколобого снобизма, ни популистских упрощений. И если что и держит читательское внимание, так это сам материал.

Научно добросовестный автор пишет в предисловии, что тема придворной жизни до нее уже раскрывалась в исследованиях, где «уникальные достижения Ренессанса (который в нашем сегодняшнем понимании охватывает период с 1300 по 1600 год) предстают в куда менее скучном контексте — в богатых декорациях и со множеством деталей» и где «XV век больше не характеризуется как момент волшебного перехода к новому, „современному“ стилю». То есть описан не путь искусства к прогрессу в виде линейной перспективы, а поиск идеального воплощения замысла, продиктованного потребностями времени.

Издана книга не менее изящно, чем написана. Удобный для чтения формат; многочисленные иллюстрации приведены почти всегда в тех же местах, где описаны сами произведения. Конечно, размеры книги не способны передать грандиозность и великолепие росписей алтарей и замков — для того, чтобы их оценить по достоинству, надо ехать в Италию, что после чтения «Жизни при дворе» хочется сделать немедленно. Разве что расширенные подписи красоты ради отпечатаны излишне бледно. И есть только одно спорное решение: написание имен не всегда соответствует традиционному (например, у Федерико да Монтефельтро привычное «г» заменено на «к», а фамилия Борджиа превратилась в Борджа). Возможно, фонетически так точнее, но сила привычки чрезвычайно велика, и, как ни пробовали некоторое время назад письменно называть Вермеера Вермером, так и оставили эту затею. 

Самое читаемое:
1
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
2
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
3
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
4
Каспару Давиду Фридриху 250 лет: Эрмитаж празднует юбилей с размахом
В России 11 картин и 16 рисунков великого романтика — это самое большое собрание за пределами Германии. Кураторы выставки «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия» собрали в Эрмитаже почти все эти работы
10.12.2024
Каспару Давиду Фридриху 250 лет: Эрмитаж празднует юбилей с размахом
5
Серебряная парча и кружево — опять как при государыне
В Музеях Московского Кремля закончили восстановление коронационного платья жены Николая I, императрицы Александры Федоровны. Облачение 1826 года находилось в работе десять лет — впрочем, чистого времени на воссоздание было потрачено гораздо меньше
05.12.2024
Серебряная парча и кружево — опять как при государыне
6
На манускрипте Войнича обнаружились следы расшифровки XVII века
Мультиспектральные изображения позволили увидеть, что давний владелец средневекового памятника, пользующегося славой самого таинственного в мире манускрипта, пытался самостоятельно разгадать его секреты — но, судя по всему, в этом не преуспел
26.11.2024
На манускрипте Войнича обнаружились следы расшифровки XVII века
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+