Вскоре станет известен победитель объявленного Фондом инвестиционных строительных проектов Санкт-Петербурга (ФИСП) конкурса на реализацию проекта реконструкции внутренних дворов Михайловского дворца, где находится основная экспозиция Государственного Русского музея. Сейчас на получение контракта стоимостью около $20 млн претендует несколько компаний: АО «Ренессанс-реставрация», холдинг «Возрождение» Игоря Букато, а также консорциум, созданный ООО «Ресстрой» и группой компаний «Геоизол». Окончательное решение о том, кто освоит эти миллионы, должны принять Министерство культуры РФ, где сейчас идет обсуждение претендентов, и Международный банк реконструкции и развития (МБРР), вложивший в проект $2,5 млн как один из участников финансирования. По информации TANR, итоги конкурса должны подвести до конца сентября. А пока решаются финансовые вопросы, сотрудники музея бурно протестуют против самого проекта и связанного с ним переезда.
На днях замдиректора Русского музея по комплексной реконструкции и капитальному ремонту Владимир Баженов направил очередной ответ на запрос прокуратуры Центрального района города Санкт-Петербурга. Он поступил в ГРМ после обращения группы сотрудников музея, которые считают предстоящую реконструкцию катастрофой и «разрушением музея» и заявляют, что сам проект реконструкции выполнен с нарушением требований к охране памятника, каким является здание Михайловского дворца (1825, архитектор Карл Росси).
Суть проекта, вызвавшего скандал в ГРМ, состоит в том, что один из внутренних дворов Михайловского дворца должен быть закрыт стеклянной крышей и превращен в помещение музея. В нем предполагается установить лифт для маломобильных посетителей, а в подвале разместить лекторий. В результате этой реконструкции будут расширены и переоборудованы некоторые прилегающие к бывшему двору помещения. Для этого требуется переместить часть фондов и экспозиций из привычных мест в другие. После окончания работ одни экспонаты вернутся в прежние пространства, другие останутся на новых местах.
О том, что музею предстоит реконструкция, которую невозможно осуществить без переезда экспозиций и фондов, сотрудники знают уже не первый год. Разные варианты преобразования музея с 2016 года обсуждались на Совете по сохранению культурного наследия при губернаторе Санкт-Петербурга. Но прозвучавшие в середине лета точные даты вызвали громкий скандал.
«У нас крыши текут, а мы будем заниматься остеклением дворов? — возмущается подписавшая письмо хранитель отдела икон Ирина Сосновцева. — Еще несколько лет назад лифт для маломобильных посетителей с помпой открыли, но он не работает, а теперь строят другой? И из-за этого будут страдать музейные фонды, а залы будут закрыты?»
Новый лифт для маломобильных посетителей музею нужен. Первый лифт (он, как говорят, находится на ремонте) установлен в Корпусе Бенуа, попасть оттуда на инвалидной коляске в Михайловский дворец невозможно. Сейчас в Михайловском дворце редких колясочников носят с этажа на этаж на руках. Новый лифт решит для них проблему передвижения.
«А протекающие крыши — это зона личной ответственности музея, средств на их ремонт международный банк нам не выделит, — объяснил TANR Владимир Баженов. — Нам дали денег на дальнейшее развитие, а не на текущий ремонт. И вряд ли в обозримом будущем мы получим нечто подобное: Всемирный банк с марта 2020 года прекращает сотрудничество с Россией».
История этого проекта тянется с начала 2000-х. Еще в 2002 году тогдашний председатель Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга (КГИОП) архитектор Никита Явейн принимал участие в обсуждении первых вариантов и, вероятно, стал одним из его идейных вдохновителей (архитектурное бюро братьев Олега и Никиты Явейнов «Студия 44» специализируется на стеклянных перекрытиях, такие крыши над дворами — своеобразная «фишка» архитекторов). В 2004 году Россия договорилась с МБРР о выделении средств на этот проект.
По первоначальному плану предполагалось радикально перестроить два двора Михайловского дворца — Сервизный и Церковный, что потребовало бы полного закрытия всего Русского музея на время реконструкции. В 2016 году решили проводить работы в два этапа и начать с реконструкции Сервизного двора.
Проект дважды рассматривался Советом по сохранению культурного наследия. Первый вариант был категорически отвергнут, прежде всего из-за грубого, по мнению членов совета, вмешательства в архитектуру Карла Росси — из-за устройства многочисленных новых межэтажных перекрытий. В архитектурном бюро Рафаэля Даянова проект кардинально переделали, от межэтажных перекрытий отказались, и в марте 2017 года совет его одобрил.
О том, что Всемирный банк уходит из РФ и прекращает здесь все проекты, стало известно еще в конце прошлого года. Тогда же Минкультуры удалось продлить договор о финансировании проекта реконструкции Русского музея и согласовать сроки. Ныне это 1 декабря 2018 года — 1 марта 2020 года. Всемирный банк выделяет $2,5 млн, остальные средства на 20-миллионный проект добавят из федерального бюджета.
В начале 2018 года проект реконструкции прошел Главгосэкспертизу, и Минкультуры назначило заказчиком работ ФИСП. Но только в конце весны этого года руководство музея составило графики предстоящего переезда фондов и закрытия экспозиций, что и вызвало скандал.
На время реконструкции будут закрыты два экспозиционных зала в Михайловском дворце и еще в четырех залах будет проведена реэкспозиция, чтобы к 2020 году открыть их все вместе. Это беспокоит сотрудников музея.
«Зачем накручивать на вал „Последний день Помпеи“? Чтобы получить еще один лекторий? — говорит Ирина Сосновцева. — При этом мы должны заниматься своей основной работой, а параллельно соблюдать график переезда? Да мы его уже нарушаем, а виноватыми сделают нас же!»
Переезд фондов и хранилищ — отдельная и болезненная для музейщиков тема. По словам администрации ГРМ, для всех перемещенных фондов подготовлены новые помещения, которые определили музейная комиссия и рабочая группа, трудившиеся над этой темой несколько месяцев. Серьезное перемещение ожидает в первую очередь так называемые бронекладовые — хранилища драгоценных материалов. По плану бронекладовые переедут в помещения, специально освобожденные и оборудованные для них во Флигеле Росси; одна из кладовых переедет туда навсегда, две другие вернутся после ремонта. Фонд мебели разместится в Михайловском замке; туда же отправится отдел картинных рам и исторического музейного оборудования, который сейчас занимает подвальное помещение Михайловского дворца.
Как только будет определен генеральный подрядчик работ — а это случится скоро (прием конкурсных заявок закончился больше месяца назад), — реконструкция в Русском музее должна вступить в активную фазу.