18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

С европейским акцентом: открылась ярмарка viennacontemporary

Венская ярмарка меняет арт-директора, но не концепцию: она по-прежнему стремится стать местом встречи галеристов и коллекционеров со всей Европы

Ярмарка viennacontemporary, с 2012 года принадлежащая российскому бизнесмену Дмитрию Аксенову, в своем роде миниатюрная модель идеального евросообщества. Под одной крышей здесь собрано искусство от Британских островов до Урала, все цены — в одной валюте, и никаких межнациональных конфликтов! (Больше всего галерей — из Австрии, Германии и восточноевропейских стран.) На ярмарке нет явного центра и очевидной иерархии. Интересные находки прячутся в самых неожиданных местах, углах и закоулках. Публика едва замечает выцветшие снимки чешского фотографа, безумца и маргинала Мирослава Тихого (€1,5 тыс.), тайком снимавшего обнаженных женщин в банях, ведь рядом, на стенде той же галереи Konzett, висят работы венского акциониста Отто Мюля, фигуры для австрийцев куда более важной. Коллажи японского живого классика Кейичи Танаами (€9,4 тыс.), привезенные дрезденской Gebrüder Lehmann, тоже пока не проданы.

«Наша мечта — сделать Вену заметной на мировой карте современной культуры, создать своего рода культурный Давос, ядром которого станет viennacontemporary. Давос имеет большое значение для политики и бизнеса, а Вену мы хотим сделать важной точкой для культурной сферы и тех изменений в ней, с которыми сталкивается общество», — признался Аксенов на пресс-конференции в день открытия. Сейчас на пороге изменений стоит и сама ярмарка. О своем уходе объявила ее бессменный арт-директор Кристина Штейнбрехер-Пфандт. Она покидает свой пост по семейным обстоятельствам, и это решение, похоже, далось ей нелегко: объявляя о нем журналистам, она даже прослезилась. Имя преемника Кристины организаторы пока не называют.

На открытии viennacontemporary один из посетителей, бродя по залам, периодически ронял на пол купюры в €100 и €500, а на попытки окружающих вернуть ему утерянное отвечал отказом, объясняя, что проводит художественную акцию. Гости вернисажа деньги подбирали неохотно: чуяли в аттракционе неслыханной щедрости какой-то подвох, хотя на вид купюры были неотличимы от настоящих. За легкими деньгами не гонятся и галеристы — цены на большинство работ не превышают €100 тыс. Пойти против течения рискнула лишь крупная международная галерея Thaddaeus Ropac. На ее стенде представлена, вероятно, самая дорогая работа ярмарки — гигантский рисунок Роберта Лонго «Без названия» («Роза, 22 ноября 2017 года»), сделанный углем на красной бумаге. За него просят $600 тыс. Абстрактное полотно Георга Базелица 1993 года, не очень характерное для художника, можно купить там же за €450 тыс. Обе работы выдержаны в красно-бордовой гамме, как и все остальные произведения разных авторов, собранные на стенде. Этюд в багровых тонах, да и только.

Более сдержанно выглядит экспозиция другого тяжеловеса рынка — зальцбургской галереи Mario Mauroner. В центре внимания здесь — объект Ребекки Хорн «Бабочка и вулканический камень» (2013). Время от времени механическая бабочка начинает махать крылышками. Предугадать, когда именно это произойдет, невозможно, поэтому зрители надолго замирают перед работой в ожидании «чуда». Желающих поселить насекомое у себя дома, однако, пока не нашлось. Цена вопроса — €182 тыс. На том же стенде выставлена остроумная серия из четырех шелкографий Вадима Захарова «Сто диктаторов на одной странице». Сто фотографий Гитлера художник напечатал на золотом фоне, нанося одну поверх другой. В итоге получилось облако непроницаемой тьмы, из которого торчит множество рук, вытянутых в нацистском приветствии. Аналогичную операцию пережили Сталин и Мао Цзэдун. Четвертый лист многозначительно оставлен пустым. Цена каждой работы — €8,4 тыс.

Из других российских художников, сумевших добиться признания на Западе, на ярмарке представлена Ольга Чернышева. Берлинская галерея Diehl продает ее живопись (€35 тыс. за новую серию из шести картин «Москва-река»), фотографии и видео. На стенде еще одной берлинской галереи, KOW, в глаза бросается текстильный коллаж группы «Что делать?» с портретом Ленина и странным призывом “Fly like a butterfly, sting like a bee”. За экспортную версию нашего левого искусства просят €8 тыс. — вполне демократично, особенно по сравнению с висящей рядом текстильной работой обладателя «Золотого льва» Венецианской биеннале 2017 года Франца Эрхарда Вальтера, которую оценили в €180 тыс.

Российские галереи на ярмарке тоже есть, хотя их и не так много, как в былые годы. Самый большой стенд и набор имен у pop/off/art. За большое полотно Виталия Пушницкого из серии «Студия. Ожидание» галерист Сергей Попов просит €38 тыс., за небольшую скульптуру Игоря Шелковского — €12 тыс. Картина живущего в Австрии скульптора Вадима Космачева, чья выставка прошла недавно в Третьяковской галерее, обойдется в €24 тыс. Также на стенде представлены работы Ивана Новикова, Владимира Потапова, Альберта Солдатова, Натальи Тарр, Ольги и Олега Татаринцевых. Галерея «Овчаренко» предлагает новые работы Сергея Браткова (фото, напечатанное на самоклеящейся пленке, дополненное торчащей из стены неоновой трубкой) по €10 тыс., рисунки Павла Пепперштейна — по €7 тыс. Петербургская Anna Nova показывает инсталляцию из полупрозрачного пластика «Панспермия» давно живущего в Германии художника, известного под псевдонимом Aljoscha (€36 тыс.). Специально для ярмарки он создал новую версию работы высотой около 10 м. «Можно было сделать ее еще больше, но было слишком много ограничений: нельзя выходить за пределы стенда и так далее», — сокрушался художник. Екатеринбургская галерея UVG показывает работы Ольги Тобрелутс, созданные в технике лентикулярной печати — изображение меняется, когда зритель меняет точку зрения. Принцип тот же, что у старых советских «волшебных» открыток, но технология стала более совершенной. Все работы выпущены тиражом пять штук, цена — €5–6 тыс. Аksenov Family Foundation предлагает работы выпускников ИПСИ этого года, отобранные куратором Стасом Шурипой, и графику нобелевского лауреата, сэра Константина Новоселова (каллиграфические экзерсисы живущего в Британии ученого идут по €4 тыс.). На том же стенде — премьера нового видео Виктора Алимпиева «Злая земля», съемки которого проходили этой весной на глазах у изумленной публики на Новой сцене Театра наций (цена €20 тыс. при тираже пять экземпляров). При этом потенциальных покупателей отправляют в представляющую художника галерею Ovcharenko.

Бойчее всего в день открытия шла торговля у галереи «Пальто», которая, как известно, целиком помещается на подкладке пальто своего владельца Александра Петрелли. Бродячий галерист-перформансист в день открытия несколько раз менял экспозицию — чередовал графику австрийской группы Gelatin (€2 тыс.), посвященную человеческим экскрементам, с работами Анны Ермолаевой из серии «Очки» (€300). Далее на очереди — экспозиции Дмитрия Булныгина, группы «ЕлиКука» и Алины Глазун. Привлекают ли западных покупателей доступные цены или просто российское искусство лучше продается из-под полы? Впрочем, этот вопрос, пожалуй, лучше оставить без ответа.

viennacontemporary
До 30 сентября

Самое читаемое:
1
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
2
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
3
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
4
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
5
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
С аншлагом в ММОМА на Гоголевском бульваре открылась выставка «Это лучшее, что у нас есть. Выбор The Art Newspaper Russia», взбудоражившая весь московский художественный бомонд
19.02.2025
The Art Newspaper Russia представила свою первую выставку
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+