Пресс-служба музея «Новый Иерусалим» в Истре подтвердила, что он готов принять конфискованную в рамках дела о мошенничестве и отмывании доходов коллекцию, которой, впрочем, необходима экспертиза на подлинность. Пока неизвестно, что именно из обширного и разнообразного собрания произведений искусства, принадлежавшего супружеской чете, будет передано в подмосковный музей.
Жанна Буллок, с 2001 года президент группы девелоперских компаний RIGroup, прославилась в художественном мире как коллекционер, меценат, инициатор многих проектов, связанных с искусством и благотворительностью в России и за рубежом. Она состояла в попечительском совете Фонда Соломона Гуггенхайма и входила в оргкомитет эпохальной выставки русского искусства нескольких столетий Russia!, открывшейся в нью-йоркском Музее Гуггенхайма в 2005 году. В Нью-Йорке же при ее поддержке прошли гастроли Российского национального оркестра Михаила Плетнева. В Москве благодаря Жанне Буллок были показаны фильмы знаменитого американского видеоартиста Мэтью Барни, а также ретроспективы американской звезды Барбары Крюгер и фотохудожника Бориса Михайлова, организованные в 2008 году вместе с Мультимедиа Арт Музеем, в специальных новых залах на «Винзаводе». Жанна Буллок поддерживала больницы и центры по борьбе с раковыми заболеваниями, образовательные программы для детей из неблагополучных семей.
Однако эту деятельность пришлось свернуть, когда в 2008 году было возбуждено дело о хищениях и коррупции сначала против ее мужа Алексея Кузнецова, к тому моменту экс-министра финансов и вице-губернатора правительства Московской области, а потом и против нее самой — с обвинениями в мошенничестве в особо крупном размере, хищениях из госбюджета и отмывании денег. Алексей Кузнецов спешно покинул Россию, Жанна Буллок уехала еще раньше и живет в США (она имеет американское гражданство), якобы с новым мужем. Имущество Буллок — Кузнецова было арестовано.
Следствие продолжалось несколько лет, и только в январе нынешнего, 2018 года, Басманный суд Москвы вынес заочный приговор Жанне Буллок — 11 лет колонии. «Сумма ущерба от этих преступлений составила почти 12 млрд руб.», — сообщила журналистам Светлана Петренко, официальный представитель Следственного комитета РФ. Суд постановил конфисковать имущество супругов, в том числе собрание предметов искусства, в счет погашения гражданских исков, а оставшаяся часть пойдет в доход государства.
О судьбе коллекции несколько лет не было ничего известно, пока в октябре 2014 года часть ее не обнаружили на одном из промышленных складов в Санкт-Петербурге. Сведения об этой коллекции весьма противоречивы — от количества произведений (называются разные цифры) до их качества (от банального антиквариата до шедевров художников с мировыми именами). Вот что рассказывала сама Жанна Буллок в 2008 году в интервью журналу Time Out: «У нас неплохая корпоративная коллекция — она создана на основе моего собственного опыта, видения, вкуса. Это очень разноплановая коллекция, она включает и русских художников, и художников из бывших советских республик, есть и китайцы, и индусы, и американцы». В западном глянце Жанна Буллок позировала на фоне работ современных художников и дизайнеров: Чака Клоуза, Барбары Крюгер и братьев Кампана.
По словам людей, видевших коллекцию и на складе в Петербурге, и до начала следствия в доме Кузнецова и Буллок, она представляет собой довольно пестрое собрание. По мнению некоторых, это, скорее, не художественная коллекция в полном смысле слова, а обстановка богатого дома с большим количеством картин, мебели, посуды, коллекционного оружия. По некоторым данным, в коллекции находится 27 картин, 8 скульптур, иконы, собрание дорогих книг и оружия. Среди авторов, как сообщается в решении суда, — художники Николай Богданов-Бельский, Иван Грабовский и Петр Кончаловский. Есть работы, приписываемые Василию Кандинскому, Сержу Полякову, Вере Рохлиной, Роберту Фальку, Алексею фон Явленскому. Довольно большую группу составляют произведения современных художников, в частности, упоминается имя Вильяма Бруя.
«На мой взгляд, это было интересное собрание, — рассказал нам Николас Ильин, советник директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского. — Десятки картин — это не просто украшение стен, это коллекция. Я видел у них в доме картину, на которой стояло имя Кандинского, но я не специалист в этой области и не могу утверждать, подлинник это или подделка. У них было много книг. На мой взгляд, это были, скорее, просто красивые и дорогие книги, которые покупают очень богатые люди. Как и коллекция оружия, вероятно очень дорогого, но не факт, что оно имеет музейную ценность».
По словам Сергея Подстаницкого, искусствоведа и коллекционера, некоторые из этих произведений несколько лет назад предлагали купить его друзьям. «Отдельные вещи из этой коллекции были мне знакомы, и, когда в 2014 году по телевидению прошел сюжет с оперативной съемкой из того склада, где обнаружились вещи Буллок, я увидел среди них те самые картины, которые предлагали моим знакомым, — рассказал Сергей Подстаницкий. — Еще там был большой Фальк, совершенно фальшивый, были какие-то вещи с придуманными именами. Из хороших вещей — отличное масло Бориса Григорьева, достаточно раннее, примерно 1915 года, что-то с чертями. И это, по-моему, была единственная вещь музейного уровня, все остальное — сомнительное. Что-то неплохое было из шестидесятников, мастера Белютинской школы (ученики Элия Белютина. — TANR). Но эта коллекция требует серьезной проверки».
«Мы будем рады, если нам передадут коллекцию Буллок и Кузнецова, но пока нет решения суда по факту передачи, и мы не знаем, что именно к нам попадет», — сказала пресс-секретарь музея «Новый Иерусалим» Марина Зацепина. По ее словам, сотрудники музея тоже слышали от экспертов сомнения в подлинности и музейной ценности вещей из собрания Буллок — Кузнецова. «Безусловно, мы ничего не примем в фонды без предварительной проверки. После осмотра вещей мы планируем сразу же назначить экспертизу», — сообщила она.
Неизвестна пока и судьба другой части этой коллекции (около полутора тысяч предметов), которая была передана в 2014 году в Государственный музей истории Санкт-Петербурга. Как рассказала Вероника Коппель, главный хранитель, коробки с этими предметами передал им на хранение Следственный комитет. «Мы не имеем права их открывать и не знаем, будут ли они переданы куда-то впоследствии», — уточнила она.
В ближайшее время станет известно, что именно получит новоиерусалимский музей, что будет передано в другие музеи, а что — продано.