18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Городские мифы стали реальными росписями в Альметьевске

Проект уличного искусства «Сказки о золотых яблоках», создающий на стенах домов новый городской эпос, представлен в татарском городе с населением 150 тыс. человек

В программе участвуют больше 20 художников из разных городов России и разных стран. Они, по замыслу кураторов петербургского Института исследования стрит-арта, помогавших реализовывать проект, создают не просто объекты искусства — скульптуру, монументальные росписи на брандмауэрах высотных жилых зданий, — но рассказывают об истории этих мест, о людях, которые здесь живут.

Название инициативе дала татарская сказка «Семь золотых яблок», сюжет которой, по сути, сводится к мысли о том, что главное богатство в семье — дети, то есть будущее любой страны.

До начала работы художников в Альметьевске, городе с населением 150 тыс. человек в Татарстане, было проведено масштабное антропологическое и фольклорное исследование. Группа из 12 экспертов ездила по краю, социологи, антропологи, фольклористы изучали историю, просили жителей поделиться старыми фотографиями, рассказами о жизни. Школьники писали сочинения о том, каким они видят свое будущее, свой город.

«Общались со всеми — от руководителей города до бабушек на скамеечках, — рассказал Никита Петров, заведующий лабораторией теоретической фольклористики Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ, руководитель исследовательской группы. — Потом рассказывали художникам, о чем думают люди, и художники решали, в какой сюжет это преобразуется».

По словам Наиля Магнова, генерального директора «Татнефти», группы компаний, по инициативе которой был запущен проект, задача сохранить свои молодые таланты давно стоит перед Альметьевском. «Но в целом проект намного шире — это не только паблик-арт, но и создание комфортной среды для творчества, — рассказал Наиль Маганов. — Планируем сделать большую студию мультфильмов, для чего начинаем масштабное обучение школьников компьютерной графике и дизайну. И конечно, хотим иметь свою картинную галерею».

Живописная часть проекта «Сказки о золотых яблоках» началась с серии рисунков на домах под названием «Әлифба/Азбука». Пять масштабных картин с изображением пяти букв татарского алфавита создавали киевский художник Дмитрий Fatum, Наталья Пастухова из Екатеринбурга, Гузель Гарипова и Рустам Кубик из Казани, Алексей Кислов из Севастополя и Роман Мураткин из Серпухова. Потом на улице Ленина установили скульптурную группу, выполненную петербургским скульптором Павлом Игнатьевым: молодой Габдулла Тукай, татарский поэт и переводчик, сидит на велосипеде, а в переднем багажнике у него расположился Шурале, сказочный персонаж из его знаменитой поэмы.

Художник из Ангарска Basil LIST создал диптих на двух боковых фасадах многоэтажного жилого дома по улице Нефтяников. Обе работы рассказывают о легендарном основателе Надыровской волости — рудоискателе Надыре Уразметове. Москвич Артем Стефанов расписал котельную: он создал на двух технических корпусах полотно «Теории происхождения нефти»: земные недра и космос смешиваются в его работе, превращаясь в единую субстанцию.

Несколько работ выполнили художники из Европы и Азии. Среди них, безусловно, выделяется работа известного мастера из Ирана Мехди Гаданьялу (Mehdi Ghadyanloo). В Тегеране он нарисовал более 100 картин на стенах домов, его картины-иллюзии пользуются популярностью в Европе и США. В Альметьевске, как рассказал Мехди, он сделал работу «В будущее» по мотивам рассказов школьников о том, каким они хотели бы видеть свой город.

Греческий художник Димитрис Таксис написал картину «Соседи», используя для сюжета рассказ, присланный на конкурс одним из начинающих авторов. А его земляк Fikos нарисовал на стене жилого дома сцену из национальной татарской сказки «О золотой птице» — на картине, выполненной в технике византийской фрески, богатырь сражается с драконом, отрубая одну за другой драконьи головы. Тут разразился скандал: жители дома, на котором появилась фреска, начали громко возмущаться тем, что на их доме нарисована огромная зеленая рептилия, которой им теперь придется любоваться каждый день. Некоторые даже просили художника прекратить работу. Кураторам проекта пришлось вмешаться и уговаривать несогласных умерить свой пыл.

«Нужно было больше общаться с горожанами, — соглашается Никита Петров. — Попробуем это исправить, проект живой, он допускает изменения. Будем говорить о художниках, о литературной основе работ, возможно, добавим к рисункам короткие тексты».

По опыту специалистов исследовательской группы, прежде чем произойдет полное приятие и встраивание в структуру города, должно пройти года два-три — объект обрастает своей мифологией, которая позволяет жителям чувствовать себя комфортнее в новой для них среде. Кураторы уже планируют программу на следующий год и готовят для художников новые площадки.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+