В программе участвуют больше 20 художников из разных городов России и разных стран. Они, по замыслу кураторов петербургского Института исследования стрит-арта, помогавших реализовывать проект, создают не просто объекты искусства — скульптуру, монументальные росписи на брандмауэрах высотных жилых зданий, — но рассказывают об истории этих мест, о людях, которые здесь живут.
Название инициативе дала татарская сказка «Семь золотых яблок», сюжет которой, по сути, сводится к мысли о том, что главное богатство в семье — дети, то есть будущее любой страны.
До начала работы художников в Альметьевске, городе с населением 150 тыс. человек в Татарстане, было проведено масштабное антропологическое и фольклорное исследование. Группа из 12 экспертов ездила по краю, социологи, антропологи, фольклористы изучали историю, просили жителей поделиться старыми фотографиями, рассказами о жизни. Школьники писали сочинения о том, каким они видят свое будущее, свой город.
«Общались со всеми — от руководителей города до бабушек на скамеечках, — рассказал Никита Петров, заведующий лабораторией теоретической фольклористики Российской академии народного хозяйства и госслужбы при Президенте РФ, руководитель исследовательской группы. — Потом рассказывали художникам, о чем думают люди, и художники решали, в какой сюжет это преобразуется».
По словам Наиля Магнова, генерального директора «Татнефти», группы компаний, по инициативе которой был запущен проект, задача сохранить свои молодые таланты давно стоит перед Альметьевском. «Но в целом проект намного шире — это не только паблик-арт, но и создание комфортной среды для творчества, — рассказал Наиль Маганов. — Планируем сделать большую студию мультфильмов, для чего начинаем масштабное обучение школьников компьютерной графике и дизайну. И конечно, хотим иметь свою картинную галерею».
Живописная часть проекта «Сказки о золотых яблоках» началась с серии рисунков на домах под названием «Әлифба/Азбука». Пять масштабных картин с изображением пяти букв татарского алфавита создавали киевский художник Дмитрий Fatum, Наталья Пастухова из Екатеринбурга, Гузель Гарипова и Рустам Кубик из Казани, Алексей Кислов из Севастополя и Роман Мураткин из Серпухова. Потом на улице Ленина установили скульптурную группу, выполненную петербургским скульптором Павлом Игнатьевым: молодой Габдулла Тукай, татарский поэт и переводчик, сидит на велосипеде, а в переднем багажнике у него расположился Шурале, сказочный персонаж из его знаменитой поэмы.
Художник из Ангарска Basil LIST создал диптих на двух боковых фасадах многоэтажного жилого дома по улице Нефтяников. Обе работы рассказывают о легендарном основателе Надыровской волости — рудоискателе Надыре Уразметове. Москвич Артем Стефанов расписал котельную: он создал на двух технических корпусах полотно «Теории происхождения нефти»: земные недра и космос смешиваются в его работе, превращаясь в единую субстанцию.
Несколько работ выполнили художники из Европы и Азии. Среди них, безусловно, выделяется работа известного мастера из Ирана Мехди Гаданьялу (Mehdi Ghadyanloo). В Тегеране он нарисовал более 100 картин на стенах домов, его картины-иллюзии пользуются популярностью в Европе и США. В Альметьевске, как рассказал Мехди, он сделал работу «В будущее» по мотивам рассказов школьников о том, каким они хотели бы видеть свой город.
Греческий художник Димитрис Таксис написал картину «Соседи», используя для сюжета рассказ, присланный на конкурс одним из начинающих авторов. А его земляк Fikos нарисовал на стене жилого дома сцену из национальной татарской сказки «О золотой птице» — на картине, выполненной в технике византийской фрески, богатырь сражается с драконом, отрубая одну за другой драконьи головы. Тут разразился скандал: жители дома, на котором появилась фреска, начали громко возмущаться тем, что на их доме нарисована огромная зеленая рептилия, которой им теперь придется любоваться каждый день. Некоторые даже просили художника прекратить работу. Кураторам проекта пришлось вмешаться и уговаривать несогласных умерить свой пыл.
«Нужно было больше общаться с горожанами, — соглашается Никита Петров. — Попробуем это исправить, проект живой, он допускает изменения. Будем говорить о художниках, о литературной основе работ, возможно, добавим к рисункам короткие тексты».
По опыту специалистов исследовательской группы, прежде чем произойдет полное приятие и встраивание в структуру города, должно пройти года два-три — объект обрастает своей мифологией, которая позволяет жителям чувствовать себя комфортнее в новой для них среде. Кураторы уже планируют программу на следующий год и готовят для художников новые площадки.