18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В погоне за ощущениями: как продавать искусство поколению Uber

№67
Материал из газеты

«Миллениалы» склонны к коллекционированию в меньшей степени, чем предыдущие поколения. Перед арт-рынком встает непростой выбор: меняться вместе с аудиторией или пытаться ее перевоспитать?

Новое поколение  куда меньше увлечено статусным потреблением, чем его предки. «Никто больше не хочет ничем владеть. Всех интересует непосредственное участие, совместный опыт, наслаждение моментом. В современном мире, пережившем цифровую революцию, информация и алгоритмы ценятся больше, чем физические объекты», — заявил недавно Ральф Наута, один из основателей художественного коллектива Studio Drift, выступая на мероприятии Future/Pace (совместный проект галереи Pace и организации FutureCity по поддержке высокотехнологичных инсталляций гигантского масштаба).

В чем-то он, безусловно, прав. Создается впечат­ление, что «миллениалы» лишены «гена» коллекционирования. Во многих отношениях отсутствие страсти к накопительству — благо. Ведь на ее место приходит интерес к ресайклингу, краудсорсингу и другие одновременно практичные и модные привычки. Но для арт-рынка, опирающегося на культ обладания, это тревожная тенденция. 

Этот поворот общественного мнения от жажды обладания к осознанию преимуществ, которые несет экономика совместного потребления с ее флагманами Uber и Airbnb, тревожит умы ведущих игроков рынка. «Искусство будущего — это объект или опыт? Не думаю, что имеет смысл драматизировать, но и сбрасывать этот вопрос со счетов не стоит», — говорит директор ярмарки Art Basel Марк Шпиглер.

Впрочем, некоторые побочные эффекты нового тренда сказываются на состоянии арт-рынка положительно. Фетишизация уникального, быть может, уходит в прошлое, зато серийные работы, в том числе фотография, печатная графика и керамика, набирают популярность, привлекая на арт-рынок новые категории покупателей. Некоторые музеи поощряют посетителей выкладывать в Instagram фотографии экспонируемых произведений, что, опять же, позволяет привлечь новую аудиторию.

Формы меценатства тоже меняются. Когда-то коллекционеры поддерживали художников, покупая их произведения на первичном рынке. Теперь собиратели все чаще вкладывают средства в создание работ или даже напрямую спонсируют художников через такие платформы, как Patreon (сайт, на котором люди творческих профессий собирают средства на различные проекты или просто на жизнь).

«По-моему, очевидно, что наш долг — поддерживать искусство и делиться им, а не делать очередные приобретения в погоне за статусом или выгодными инвестициями», — говорит коллекционер Ален Серве, недавно присоединившийся к программе «Друзья Liste», благодаря которой в прошлом году десять галерей получили возможность разместить свои стенды на базельской ярмарке Liste по сниженной цене.

Как этот макроэкономический сдвиг повлияет на арт-рынок, покажет время. Это сравнительно узкая сфера, и для выживания ей достаточно весьма небольшого числа покупателей. Кроме того, не исключено, что тот самый «ген» коллекционирования еще пробудится у нового поколения, когда оно немного повзрослеет. Как заметил один аналитик, сейчас «миллениалы», возможно, и предпочитают Uber покупке собственного автомобиля, но, когда им понадобится устанавливать на заднее сиденье детские кресла, их взгляды могут измениться. 

Пока же галеристы нередко пытаются найти легкие пути монетизации столь желанного для молодой аудитории «нового опыта». Например, начинают по примеру музеев брать деньги за вход. В 2016 году один из лидеров арт-рынка, крупнейшая международная галерея Pace продавала билеты на выставку группы TeamLab, специализирующейся на медиаарте. Уже давно ввели платный вход московские Центр фотографии им. братьев Люмьер, Галерея классической фотографии и «Наши художники». Другие устраивают платные лекции и концерты (например, в российской столице это галереи «Открытый клуб» и Omelchenko). Но все же, по мнению экспертов, более перспективный путь — найти способ сделать саму сделку приключением. Те галереи и художники, кто «способен превратить покупку произведений искусства и обладание ими в особый опыт, точно не пропадут», уверен Шпиглер. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+