Алгоритм, создавший картину, придуман группой ученых (Хьюго Каселлес-Дюпре, Пьер Фотрель и Готье Вернье), базирующихся в Париже и называющих себя Obvious («Очевидный»). Он описывается сложной формулой и основан на состязании двух нейросетей: «производителя» (генератор) и «различителя» (дискриминатор). «Алгоритм состоит из двух частей, — разъяснил перед торгами Christie’s один из ученых, Хьюго Каселлес-Дюпре. — С одной стороны — генератор, с другой — дискриминатор. Мы дали системе базу данных из 15 тыс. портретов, написанных в период между XIV и XX веками. Генератор создавал новое изображение на основе этих данных, а дискриминатор пытался определить разницу между изображением, созданным человеком, и тем, что сотворил генератор. Цель в том, чтобы обмануть дискриминатор, чтобы он принял новые образы за реальные портреты».
Глядя на «Портрет Эдмона Белами», хочется предложить обеим частям искусственного интеллекта потренироваться еще. Изображение модели на картине странно смещено вверх, черты лица расплываются, и в целом все гораздо больше напоминает концептуальное произведение современного искусства, пародирующее классическую живопись (например, как у Гленна Брауна). Теми же особенностями обладают все портреты, созданные алгоритмом Obvious, — а их уже немало, и они объединены в подобие семьи для выдуманной модели, Эдмона Белами. «Мы проделали некоторую работу с базой обнаженных моделей и пейзажей, — говорит Касселес-Дюпре, — и подкармливали алгоритмы множеством других работ известных художников. Но обнаружили, что портреты лучше всего иллюстрируют нашу точку зрения, которая заключается в том, что алгоритмы способны подражать художественному творчеству».
В этом направлении работают не только парижские ученые. Ахмед Эльгаммал, директор Лаборатории искусства и искусственного интеллекта в Университете Ратгерса в Нью-Джерси, ставит эксперименты с другой системой, запрограммированной на производство нового, отличного от того, что она видит в базе данных, которая состоит из разнообразных картин, созданных начиная с XIV века. Интересно, что этот алгоритм продуцирует много абстракций. «Я думаю, это потому, — говорит исследователь, — что алгоритм понял, что искусство развивается по определенной траектории. Если он хочет создать что-то новое, он не может вернуться к фигуративной живописи, как было в искусстве до ХХ века. Искусственный интеллект осознал, что находит больше возможностей, когда стремится к абстракции — вот где есть место для новизны».
«Портрет Эдмона Белами» был предварительно оценен в $7–10 тыс., но после ожесточенного торга на аукционе в категории «Тиражные работы» подорожал до $432,5 тыс., что, несомненно, указывает на интерес человечества к произведениям машин. Но вопрос о том, можно ли считать такие картины настоящим искусством, остается открытым.