18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Из-за роста цен на недвижимость из Берлина бегут художники

№68
Материал из газеты

Уже не бедный, но и не сексуальный: Берлин может утратить творческую атмосферу

Художнице Эльке Купфер, создающей крупноформатные коллажи из пластиковых пакетов, пришлось съехать из своей студии в берлинском районе Кройцберг в 2015 году. Здание бывшей мыловаренной фабрики на улице Эркеленцдамм, перестроенное под мастерские художников, приобрела шведская девелоперская компания Akelius для своей штаб-квартиры в Берлине. Купфер целый год искала новую студию, но нашла только меньше и дороже.

Случай Купфер не единственный. С 1990-х годов Берлин был центром притяжения для художников, их привлекали подъемная аренда, огромные пустующие здания, яркая субкультура и дружелюбная, либеральная атмосфера столицы. Город считается вторым по значимости мировым центром арт-индустрии после Нью-Йорка. Олафур Элиассон, Ай Вэйвэй и Алиция Кваде давно обзавелись здесь мастерскими.

Однако в последние десять лет Берлин охватил бум на недвижимость, спровоцировавший рост цен на квадратные метры в геометрической прогрессии. Для художников — а их в городе насчитывается около 8 тыс., — ситуация стала катастрофической. Недавний опрос Института стратегического развития показал, что из 1,7 тыс. опрошенных художников только один из десяти может прожить на заработок от искусства и каждый пятый платит за аренду студии на 50–100% больше, чем в 2010 году.

Джентрификация, то есть процесс превращения прежде непрестижных районов в фешенебельные, меняет именно то, что притягивало в Берлин художников: ненавязчивое обаяние обветшалых зданий и особый шарм столицы. В 2003 году тогдашний мэр Берлина Клаус Воверайт охарактеризовал город как «бедный, но сексуальный». Теперь население здесь увеличивается на 40 тыс. в год, и рынок недвижимости с таким ростом не справляется. Нынешний мэр Михаэль Мюллер даже подумывает ввести запрет на покупку недвижимости иностранцами. «Мы уже не такие бедные, но все еще сексуальные», — заявил он в недавнем интервью.

Процесс джентрификации в Берлине идет тем же путем, что и в Лондоне и Нью-Йорке. «В районе селятся художники, — поясняет Купфер, — потом растут цены на жилье и студии. Затем художников выселяют, и получается, что люди переехали к творческой богеме, а ее уже нет».

Сенат Берлина выдает субсидии на аренду студий представителям всех творческих профессий на сумму около €7,3 млн в год и инвестирует еще €7 млн в приобретение, переделку и реновацию под художественные мастерские подходящих помещений. Профессиональная ассоциация визуальных художников Берлина обеспечивает их студиями, которые можно арендовать по цене €4 за 1 кв. м, что значительно ниже рыночных ставок. На выбор по субсидии предлагается около 900 студий, но в среднесрочной перспективе их потребуется еще 4 тыс. На каждое предложение сейчас подают заявки около 10 претендентов, а в престижных районах, например в Кройцберге, их может быть до 90.

Сенатор Берлина по вопросам культуры Клаус Ледерер объявил создание новых арт-резиденций одним из своих приоритетов. Борис Йоэнс, композитор и художник, основал в Берлине Ассоциацию художественных студий под угрозой — это объединение протестует против выселения художников и уничтожения их мастерских. Ему пришлось покинуть арт-район Post Ost и искать с коллегами новую мастерскую. «В центре нет ничего, — говорит он. — Если вам повезет, может обломиться что-то по государственной программе. Но это единичные случаи». И пока рента продолжает расти, Йоэнс, как и многие другие художники, подумывает о том, что раньше богеме представлялось немыслимым, — переехать в пригород, за пределы S-Bahn. Профессиональная ассоциация визуальных художников недавно утвердила генеральный план, цель которого — создать 2 тыс. новых студий к 2020 году, причем «художественные кампусы» предлагается организовывать на окраинах. Это могут быть либо новые комплексы, либо перестроенные типовые многоэтажки, возведенные в ГДР.  

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+