18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Лев и орлы вернулись на Остоженку: завершена реставрация особняка Кекушевой

Реставрация одного из самых известных в Москве зданий в стиле модерн проведена впервые с момента его постройки Львом Кекушевым в 1903 году

С напоминающим готический замок особняком на Остоженке связано немало легенд. По одной из них, здесь жила булгаковская Маргарита, другая гласит, что после развода жена Льва Кекушева Анна вышла замуж за его помощника Василия Кузнецова, помогавшего проектировать родовое гнездо. Но когда дом строился, жить в нем Кекушевы и трое их детей собирались долго и счастливо. Чему в немалой степени должно было поспособствовать оснащение по последнему слову техники: здесь было проведено электричество, отопление и канализация. 

После революции, как многие частные московские дома, этот отошел Бюро по обслуживанию иностранцев — предшественнику ГлавУпДК при МИД России, и до недавнего времени тут располагалось бюро военного атташе Египта. 

Сегодня, когда проходишь мимо здания по Остоженке, кажется, что ничего кардинального с ним не случилось, однако при ближайшем рассмотрении выясняется, что изменений более чем достаточно. 

Самое заметное — на крыше вновь стоит лев, бесследно пропавший в 1920–1930-е годы. Как рассказал The Art Newspaper Russia архитектор ГлавУпДК при МИД России Алексей Очнев, прообразом копии стали львы на мосту Нуссдорфского шлюза через Дунайский канал, построенного главным мастером венского модерна Отто Вагнером. Неизвестно, видел ли Кекушев мост (хотя по времени создания вполне мог), но, если сравнить архивные снимки и этих львов, композиционное сходство очевидно.

Вернулись на башню и утраченные лепные орлы; был расчищен от загрязнений нарядный декор с характерными для модерна растительными мотивами, освобожден от поздних наслоений бетона камень на цоколе, а черепица на крыше теперь воспроизводит историческую по чудом сохранившемуся образцу. Цвету фасадов оставлен прежний колорит, но он стал сложнее: кирпич выкрашен в пять оттенков, как это было и в более раннем доме Кекушева в Глазовском переулке, известном сейчас как особняк Листа.

В здании сделали гидроизоляцию подвала, который страдал от сточных вод с Остоженки, укрепили грунты и усовершенствовали все инженерные системы, раскрыли заложенные в советское время окна и дверные проемы, привели в порядок дошедшие до наших дней ворота. Что касается интерьеров, то им вернули задуманный Кекушевым травянисто-охристый колорит, а двери вновь стали из темного дерева. Специалистов ждала и находка: потолочные балки при подробном исследовании оказались деревянными, а не оштукатуренными гипсовыми, какими их увидели реставраторы. Но главное — была демонтирована и бережно восстановлена лестница из центрального объема здания, вокруг которого построен весь интерьер. 

В общей сложности восстановление особняка заняло четыре года — поровну на проектирование и все работы. Во сколько обошлась реставрация, не сообщается, но аккуратно говорится, что это «колоссальные суммы», которые ГлавУпДК при МИД России готово тратить — главное, чтобы сохранились памятники. Пока что дом пустует, но вскоре его займет иностранное представительство, а для всех заинтересованных он будет открыт в дни исторического и культурного наследия.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+