18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Изменение климата — одна из главных угроз памятникам культуры

Поднимающийся уровень моря грозит памятникам прибрежных средиземноморских городов, а разливающиеся европейские реки — крупнейшим музеям

Большей части (37 из 49) объектов культурного наследия Средиземноморского региона из списка ЮНЕСКО грозит опасность уйти в море к 2100 году — так считают авторы исследования, опубликованного на портале Nature Communication. Венеция, затопленная в конце октября, и разлившаяся в январе 2018 года Сена — лишь первые ласточки глобальных катаклизмов, к которым может привести потепление климата. 

Уже в докладе ЮНЕСКО за 2016 год изменение климата было названо главной угрозой памятникам всемирного наследия (на втором месте — туризм), и мрачные прогнозы, кажется, оправдываются. Серьезно о том, что последствия глобального потепления, повышение уровня Мирового океана в целом и увеличение количества атмосферных осадков в частности влияют на памятники, в ЮНЕСКО заговорили примерно десять лет назад. В 2007–2010 годах из-за проливных дождей Европу и Британию периодически накрывало водой; был затоплен город-музей Чески-Крумлов в Чехии; из хранилищ Альбертины в Вене пришлось спешно эвакуировать около миллиона экспонатов. С тех пор ЮНЕСКО ежегодно заказывает специальные исследования, которые помогли бы оценить угрозу и дать время подготовиться к катаклизмам.

Согласно данным 2016 года, с доиндустриальной эпохи глобальные температуры увеличились на 1 градус, а кислотность поверхностных вод океана возросла на 26%. Период с 1983 по 2012 год был, вероятно, самым теплым в Северном полушарии в течение 1,4 тыс. лет. Предполагается, что глобальные температуры будут расти и дальше, темпы повышения уровня моря увеличатся, во многих регионах участятся интенсивные и экстремальные осадки.

Под угрозой в первую очередь (если оставить в стороне умирающий Большой Барьерный риф, тонущую Гренландию и высыхающие озера Африки) берега Средиземного моря, к которым тяготели все важнейшие для нашей истории цивилизации. Главные опасности здесь — вода и эрозия. Из-за небольших приливов и гористого рельефа в прибрежных районах древние поселения закладывались часто прямо на берегу или чуть выше уровня моря.

По последним данным (на Nature Communication опубликовано совместное исследование Кильского университета в Германии, Саутгемптонского университета, Форума мирового климата в Берлине и Сассекского университета), максимальной угрозе, то есть повышению уровня воды более чем на 2 м, теперь постоянно подвергаются берега Коринфского залива в Греции и залива Габес в Тунисе, а также вся Северная Адриатика — не только несчастная Венеция, но и Равенна, Аквилея, хорватский город Пореч с Евфразиевой базиликой VI века. Увеличатся и площади, заливаемые переполненными реками в Средиземноморье, — по разным прогнозам (или сценариям, каждый из которых пессимистичен), к 2100 году максимальная глубина паводков увеличится до 0,6–2,5 м, подтопляемая площадь возрастет на 12–14%.

Плохие прогнозы на 100 лет вперед — это одно («после нас хоть потоп»), а необходимость предпринимать конкретные действия — другое. В прошлом месяце уровень воды в Венеции поднялся до отметки 156 см, в шестой раз за последние 80 лет преодолев 150-сантиметровый рубеж. Музеи не пострадали, намокли только тканые ковры по эскизам Жоана Миро, привезенные на выставку «От Кандинского до Ботеро. Связанные одной нитью» в палаццо Дзагури (до 1 мая). Их сразу же транспортировали на фабрику Scassa (производитель гобеленов в городе Асти на северо-западе Италии), где очистили от грязной воды и успели вернуть в Венецию к открытию выставки. Наводнение в очередной раз привлекло внимание к строительству барьера, известного под названием «Проект MOSE», для защиты городов Венецианской лагуны от наводнений. По данным газеты La Stampa, система защиты должна быть достроена к 2022 году.

Актуальность проблемы подчеркивает ее активное обсуждение: в октябре Музеи Ватикана созвали глав ведущих музеев мира на свою первую конференцию, посвященную проблемам превентивной консервации объектов культурного наследия. Среди докладчиков были директор Лувра Жан-Люк Мартинес, глава Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, директор лондонской Национальной галереи Габриеле Финальди, директор Музея Прадо Мигель Фаломир, директор Музея Гетти Тимоти Поттс, глава Версаля Лоран Саломе и директор Египетского музея в Турине Кристиан Греко. В ходе конференции историк искусства Сальваторе Сеттис отметил, что превентивная консервация представляет особую важность не только для музеев. «Относительно недавний пересмотр правового и философского понятия прав будущих поколений является реакцией на новую опасность, возникшую перед миром недальновидных политических мер, примером которых стала неспособность справиться с изменением климата», — заявил он. 

Шокирующим оказалось известие, что хранилища Лувра пока совершенно беззащитны перед водой. Экспонаты в гигантском музейном хранилище, занимающем площадь 8,5 тыс. кв. м, остаются под угрозой, пока не будут перевезены в новое здание музея в городке Ланс в 200 км от Парижа. Его достроят только в следующем году. Эту проблему уже решили в дрезденском Альбертинуме: после затопления фондохранилища разлившейся Эльбой в 2002 году был объявлен конкурс на реконструкцию здания, предусматривающую защиту от стихийного бедствия. В результате все экспонаты перенесли в надстроенные верхние этажи и организовали там открытое фондохранилище. Пока беззащитный перед водой, Лувр в то же время готов бороться с огнем: тут проводят для пожарных музея инструктаж по правильному обращению с работами, в частности им выдается список шедевров, которые должны быть спасены любой ценой.

К счастью, Москва расположена значительно выше уровня моря (самая низкая точка — 115 м) и может пострадать разве что от штормовых порывов ветра (глобальное потепление вызывает более бурное движение воздушных масс). Петербург же с его историей наводнений к ним адаптирован. Если еще в 1990-х для музеев был опасен подъем воды на Неве на 160–170 см выше ординара, а в 2007 году подвалы Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) и Зоологического музея все же подтопило, то после введения в строй комплекса защитных сооружений эта опасность минимизирована. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+