18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Роман с Римом, или Как уместить в себе барокко

№70
Материал из газеты

Аркадий Ипполитов рассказывает о Вечном городе, его художниках и архитекторах, а также о том, почему он русскому человеку как родной

Книга «Просто Рим» — третья из серии Аркадия Ипполитова «Образы Италии XXI» и, возможно, лучшая. Кажется, что после «Особенно Ломбардии» и «Только Венеции» жанр блестящих и очень свое­образных авторских повествований об итальянском искусстве и местах его рождения окончательно сформировался и обрел ритм. Или просто верные читатели и почитатели Ипполитова привыкли к неожиданным поворотам этого рассказа, прихотливым ассоциациям, резким переходам от истории к современности, к вызывающей и восхищающей независимости суждений. Таких читателей уже не смутит ни резкий юмор, ни злая ирония, без которых просто невозможно обойтись в книге о великом искусстве и его гениальных творцах, иначе впадаешь в невыносимый пафос и развесистые благобанальности. Что часто и происходит с авторами трудов чопорного искусствоведения. В новейших, хорошего тона, работах восторги, как правило, отсутствуют, их заменяет бесстрастно изложенный исторический материал, намертво подтвержденный ссылками на источники, но тут теряется непосредственность восприятия, и читатель не очень понимает, зачем ему эта точная информация. 

Ипполитов выбрал свой путь, то ли новый, то ли старомодно личный. Название серии отсылает к «Образам Италии», написанным столетие назад Павлом Муратовым. Но век, прошедший между этими книгами, радикально изменил мир, да и автор первых «Образов» был вдвое моложе сегодняшнего. Говоря о Вечном городе по-бытовому просто, Ипполитов роднит читателей с ним, дает возможность обживаться в его величии, что не мешает держать дистанцию в отношении гениев, здесь творивших.

«Просто Рим» — это и роман о Риме, и роман о романе автора с Римом. В нем нет ни библиографии, ни примечаний, хотя исторических сведений и ученых мнений приведено множество. Зато образ автора-рассказчика предъявлен по-романному откровенно. Со всеми его биографическими особенностями, определяющими отношение автора к предмету: национальностью (русский), профессией (искусствовед, научный сотрудник Эрмитажа, куратор выставок), умом (очевидным) и возрастом. Характер этого романа определяет личный опыт пишущего: великолепное профессиональное знание и понимание искусства, долгое знакомство с городом-героем, немного усталая, проверенная временем любовь к нему. Любовь нелегкая, поскольку предмет ее грандиозен и стар, почти как мир. «Сосуществование живых и мертвых и их взаимоотношения — типично римская тема», «время в этом городе ставит все с ног на голову» — получается, что мы моложе Рима, современность и наша жизнь только мгновение для него. Не велика им цена.

Ипполитов знает о Риме и его искусстве впечатляюще много. Он понимает Бернини, Борромини и Караваджо как родных, и если читатель их тоже хорошо понимает и много о них знает, то ему тем более интересно прочитать о гениях, потому что у Ипполитова на них свой взгляд. Он помнит наизусть не только каждый зубец-завиток башни церкви Сант-Иво алла Сапиенца, но и чувство, когда ее первый раз увидел, а историю Пьяцца Навона способен рассказать от Античности до появления в «Великой красоте» Паоло Соррентино, который цитирует фильм Федерико Феллини и не выдерживает сравнения с ним. В книге, как и в городе, прошлое определяет настоящее.

В «Просто Риме» достаточно поводов, чтобы читатель вздрогнул не только от восхищения, но и от недоумения. Начиная с названия и обложки. Но этому есть объяснения: «просто» — потому что не подобрать к Вечному городу исчерпывающего определения, а обложечный кадр из римской новеллы фильма Витторио Де Сики «Вчера, сегодня, завтра» — сцена стриптиза в исполнении коллеги древнеримских гетер.

Финал романа остается открытым. Последние его строки посвящены капелле Черази в церкви Санта-Мария дель Пополо. «В картинах Караваджо и Карраччи, ее украшающих, наиболее ясно и четко выражено особое, римское отношение к чуду как к чему-то постоянному и осязаемому. С ее вдумчивого осмотра лучше всего начинать не знакомство с Римом, а его осознание. С нее и начнется моя книга о Риме, ибо эта — только вступление к ней».

И еще. «Просто Рим» вызвал невиданную по накалу страстей дискуссию в соцсетях. Автора уличали в «чудовищных ошибках»; часть претензий видятся лишь придирками, но другие стали поводом для серьезного научного обсуждения.  

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
4
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
5
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
6
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
7
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+