Аукционный дом Christie’s снова стал мировым лидером по продажам искусства. Его годовой оборот за 2018 год составил 7 млрд, на 6% больше, чем в 2017 году. Если в 2017-м успех дома можно было объяснить сенсационной продажей «Спасителя мира» Леонардо да Винчи почти за полмиллиарда долларов, то в прошедшем году таких крупных продаж отдельных произведений не было, а общая экономическая нестабильность в мире даже усилилась. Как и за счет чего Christie’s удается добиваться высоких результатов, The Art Newspaper Russia рассказал генеральный директор аукционного дома Гийом Черутти, у которого в прошлом работа на высоких должностях в экономическом, финансовом и культурном министерствах Франции.
Как вы оцениваете нынешнее состояние мирового арт-рынка?
Наши результаты по итогам прошлого года и рост показателей по всем каналам продаж говорят о том, что рынок устойчив. Спрос на искусство в международном масштабе остается уверенным. Это свидетельствует о том, что наша стратегия по предложению тщательно отобранных и оцененных работ и кураторский подход к торгам оправдывают себя. По результатам 2018 года 32% всех наших покупателей — это новые клиенты, а средний показатель проданных лотов достиг 82%. Хотя к концу прошлого года признаки более сложной макрополитической и экономической обстановки проявились сильнее, мы твердо верим, что 2019 год будет не менее успешным. Наш опыт говорит о том, что покупатели хотят продолжать коллекционировать искусство. Это дает нам уверенность в том, что на протяжении всего этого года мы останемся аукционным домом, на котором люди останавливают свой выбор.
Некоторое время назад огромные надежды возлагались на китайский арт-рынок. Они не оправдали себя?
Аукционные продажи в Азии в 2018 году выросли по сравнению с 2017-м на 8%, до $815,4 млн. На долю клиентов из Азии пришлось 25% всех продаж. Активность 57% клиентов из этого региона проявилась в категориях, не связанных с азиатским искусством. Так что наше пристальное внимание и приверженность к работе в этом регионе оправдывают себя.
Может ли изменить тренды на мировом арт-рынке одна покупка — такая как «Спаситель мира» Леонардо? Что-то изменилось на арт-рынке в целом после того, как одна-единственная картина принесла на торгах полмиллиарда долларов — столько, сколько целый вечерний аукцион не всегда приносит?
Продажа работы Леонардо, разумеется, была знаковым моментом как для Christie’s, так и для всего арт-рынка. Но в 2018 году тоже были свои сенсации. Рынок был сосредоточен на больших художественных коллекциях, таких как собрания Рокфеллеров или Барни Эбсуорта. Распродажа работ из коллекции Рокфеллеров принесла в сумме $835 млн, которые будут направлены на благотворительность. Но успех этих торгов не ограничивается выручкой. Благодаря этим и другим коллекциям нам удалось расширить клиентскую базу и показать всему миру, что мы прекрасно умеем работать с наследием великих семей и с филантропическими инициативами.
Christie’s первым среди аукционных домов предлагает клиентам инновационные технологии: онлайн-торги, полотна, созданные искусственным интеллектом, блокчейн-технологии. Это не рискованно?
Мы постоянно изучаем новаторские способы ведения бизнеса с использованием новейших технологий, чтобы лучше работать с запросами наших клиентов. Онлайн-торги остаются для нас главной точкой входа клиентов. Доля новых покупателей, попавших на Christie’s благодаря онлайн-торгам, выросла до 41%. Выручка от онлайн-торгов за год увеличилась на 16% (в фунтах стерлингов). В конце прошлого года было запущено приложение Christie’s LIVE™ для мобильных устройств, помогающее участвовать в живых торгах в режиме онлайн. В прошлом году мы впервые продали произведение искусства, созданное искусственным интеллектом, и осуществили коллаборацию с Artory, позволившую вести учет лотов из коллекции Эбсуорта с использованием блокчейн-технологий. Работа с коллекцией Рокфеллеров дала нам возможность увеличить объем информационного контента на сайте и в соцсетях для привлечения новой аудитории. Мы продолжаем инвестировать в инновации, цифровое направление, в развитие живых торгов и в наших сотрудников.
Благодаря чему Christie’s удается быть главным аукционным домом мира, в течение многих лет удерживать лидирующие позиции?
Наша основная ценность — это наши сотрудники, так как в работе во главу угла они всегда ставят интересы клиента.
Какие отделы Christie’s сейчас самые успешные?
Все наши департаменты вносят свой вклад в успех компании. Это было, как никогда, очевидно в случае с коллекцией Рокфеллеров, к продаже которой были привлечены почти все наши сотрудники — от организаторов выставочного турне до разработчиков интернет-контента и работников департаментов, занимавшихся каталогизацией лотов. Топ-лотом тех торгов стала написанная в 1905 году картина Пабло Пикассо «Девушка с корзиной цветов», проданная в итоге за $115 млн.
А самые неуспешные?
Все наши департаменты способствуют успеху нашего бизнеса. Учитывая 250-летний опыт компании, мы понимаем, что со временем возможны подъемы и спады. По итогам прошлого года средний показатель проданных лотов — 82%. Это индикатор нашего успеха во всех ценовых категориях, категориях искусства, во всех географических регионах и даже онлайн.
Поделитесь с нами вашими прогнозами на будущее арт-рынка.
Я считаю, что онлайн-продажи будут и в будущем оставаться точкой входа для наших клиентов. Вместе с нашими онлайн-платформами это способ привлечения нового поколения коллекционеров. Важным остается и наше образовательное направление, которое ежегодно предлагает растущее число живых и онлайн-курсов и программ обучения. Наш бизнес будет и дальше процветать, если мы продолжим чутко прислушиваться к меняющимся запросам своих клиентов.
Главные цифры из отчета Christie’s
Суммарная выручка торгов Christie’s по итогам 2018 года выросла на 6% по сравнению с 2017 годом, составив $7 млрд.
Главным достижением 2018 года была распродажа коллекции Рокфеллеров, которая принесла $835 млн и стала самым дорогим частным собранием в аукционной истории.
За год аукционные продажи увеличились на 6%, достигнув отметки в $6,3 млрд, а средний показатель проданных лотов вырос до 82%.
Частные продажи в сумме принесли $653,3 млн, показав рост на 7%.
За год было проведено 88 онлайн-торгов, выручка от которых составила $86,6 млн, что на 20% больше, чем в 2017 году.
Доля новых клиентов Christie’s в 2018 году составила 32% от общего числа покупателей.
В 2018 году на долю американских покупателей пришлось 39% всех продаж. Американцы также составили 40% от числа новых клиентов Christie’s.
Продажи на территории Европы и стран Ближнего Востока снизились до отметки в $1,9 млрд, это спад на 5%.
В 2018 году на долю клиентов из Европы, Ближнего Востока, России и Индии пришлось 36% всех продаж. Клиенты из этих регионов составили 37% от числа новых покупателей Christie’s (на лондонской площадке аукционного дома на Кинг-стрит этот показатель вырос на 28%).