18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Быть ближе к народу

№70
Материал из газеты

Культурное сообщество Бразилии должно заново наладить контакт с быстро меняющейся аудиторией и, воссоединившись с народом, противостоять жесткой политике государства — считает бразильский художник Вик Мунис

Все мои знакомые, прямо или косвенно связанные с культурой, были просто ошеломлены реакцией общественности на результаты президентских выборов в Бразилии. В октябре победу одержал ультраправый кандидат, бывший военный Жаир Болсонару. Именно он открыто заявлял, что подавляющее большинство избирателей приравнивают инвестиции в культуру к ненужным расходам. Художники, традиционно считающие себя представителями народа, с изумлением наблюдали, как эти выборы — постепенно переворачивая все с ног на голову — выставляли их паразитирующим классом, невежественной богемой.

Нетрудно понять, откуда взялось такое предубеждение и почему частично винить в этом следует бразильских культурных чиновников и музейщиков. За последние 12 лет, пользуясь налоговыми льготами, Бразилия значительно увеличила объем производства предметов искусства, однако почему-то не смогла распространить моду на арт за пределами мегаполисов и среди более широких слоев населения. В результате огромная часть бразильцев, выросших на «культурной диете» и получающих информацию в основном из цифровых СМИ, не может понять, зачем государству надо поддерживать субсидиями или грантами оркестр, который они никогда не слышали, или музей, в который они никогда не ходили. 

Новое правительство прекрасно представляет себе своих избирателей — ведь оно тоже сформировано из политиков, которые не видят и не видели особой пользы от библиотеки или музея. Учитывая уже прозвучавшие угрозы распустить Министерство культуры, вряд ли стоит надеяться на улучшение отношений между новой властью и представителями арт-индустрии, так что ситуация будет неизбежно ухудшаться. 

Производство предметов культуры в Бразилии в основном обеспечивается за счет налоговых льгот, известных как «закон Руане» (по имени его автора — бывшего министра культуры страны Сержиу Паулу Руане), который постоянно демонизируется правой пропагандой. Отмена закона, объявленная приоритетом фундаменталистской фракции в конгрессе, рассматривается как способ нивелировать влияние художников, актеров и музыкантов на политической сцене.

Закон Руане, принятый в 1991 году, способствовал значительному развитию арт-индустрии Бразилии. Однако сейчас он остро нуждается в переработке, так как только крупные организации — банки, государственные корпорации и девелоперские компании — могут позволить себе воспользоваться налоговыми льготами. При этом любые будущие дебаты будут определенно предвзятыми, поскольку новое правительство, хитро сыграв на опережение, уже предупредило, что собирается отменить основные, самые важные, положения закона. 

Эти изменения, вероятно, не затронут банки или большие фирмы, которые и так существенно вкладываются в политические кампании, но нанесут сокрушительный удар по финансируемым из государственного бюджета институциям, едва выживающим на ограниченные средства, а также по небольшим музеям и арт-центрам, которые не смогут продержаться на одних доходах от продажи билетов. С учетом дальнейшего урезания бюджета будущее культурных учреждений страны становится еще более туманным — особенно восстановление уничтоженного пожаром Национального музея, — а говорить об открытии новых арт-центров и продвижении молодых художников в такой ситуации и вовсе не имеет смысла.

Теперь, когда ясно, что выборы лишились и открытости, и справедливости, появилось много вопросов о нашей аудитории. В частности, для кого мы создаем искусство? Вправе ли креативный класс требовать оправданий от тех, кто проголосовал против кандидата от Партии трудящихся Фернанду Аддада, или же мы должны придерживаться политики невмешательства, социалистической идеологии, продолжая «проповедовать обращенным»?

Креативному классу выпала отличная возможность «перезагрузить» свои отношения с публикой и попытаться обратиться к ней более искренне, менее покровительственно. Мы слишком долго создавали искусство исключительно для «своих». Я думаю, что самое мудрое, что в данной ситуации могут сделать художники, — это временно оставить занятия искусством и заново наладить контакт с удивительно быстро меняющейся аудиторией. 

Один из благоразумных способов — перей­ти на личностный и локальный уровень. Я уже нашел отличное средство залечить свои раны — работа над серией религиозных образов для католического детского сада. Всю свою жизнь я посвятил вере и религии, но первый раз начал трудиться в церкви, которая, кстати, находится всего в 200 м от моего дома.

Когда художники создают произведения в тяжелой атмосфере жестокого женоненавистничества, гомофобии и расизма, соблазн использовать искусство в качестве политического инструмента огромен. Я предвижу много задуманных из самых лучших побуждений, но неизбежно посредственных произведений, которые появятся в Бразилии в самом ближайшем будущем — как ответ на то, что происходит сегодня в стране. 

Мы должны протестовать с гражданской позиции, а наши таланты бросить на то, чтобы создать пространство, где плюралистическая реальность может открыто обсуждаться и оспариваться. Поскольку основы искусствоведения также собираются исключить из школьных программ, нам следует просвещать людей о важности культуры. И мы должны делать это своими средствами — с помощью искусства, не мешая свою миссию с политикой. 

Самое читаемое:
1
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
Два фотоальбома, вышедших один за другим, приурочены к 80-летию Уильяма Брумфилда — американца, который полвека посвятил архитектурным съемкам в России, но начинал когда-то с видов глубокой заокеанской провинции
04.10.2024
Потерянное за океаном — нашлось, забытое в России — вспомнилось
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» продолжает создавать большие выставочные проекты, которые демонстрируют новые интересные подходы к, казалось бы, хорошо известным темам
10.10.2024
В «Новом Иерусалиме» показывают художников «русского Барбизона» — Тарусы
4
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
В ГМИИ им. А.С.Пушкина с 8 октября идет первая выставка, оформленная в новом фирменном стиле
07.10.2024
Елизавета Лихачева о ребрендинге Пушкинского музея
5
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
Экспозиция стала возможной благодаря архивной работе нескольких поколений музейных сотрудников, которые по документам восстанавливали принадлежность экспонатов к собранию старшего из братьев-коллекционеров
18.10.2024
Музей Востока демонстрирует коллекцию Петра Щукина
6
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
Перед выставкой в лондонской Галерее Курто отреставрировали картину Клода Моне из серии «Мост Чаринг-Кросс», которая долгие годы висела в гостиной Уинстона Черчилля. Она впервые покинула стены его поместья
17.10.2024
Отреставрирована картина Моне, принадлежавшая Черчиллю и потемневшая от дыма сигар
7
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
Юбилей Карла Брюллова начали праздновать с размахом, соответствующим масштабу его личности. Грандиозная выставка открылась в Русском музее; в следующем году она переедет в Третьяковку
21.10.2024
Выставка Брюллова в Русском музее: обними всех нас, Колосс!
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+