Не только Торвальдсен. Что нужно знать о Дании XIX века
В субботу, 23 марта, в 13:00 в лектории Музея архитектуры в рамках цикла «Архитектура Скандинавии» состоится лекция «Золотой век Дании», посвященная эпохе небывалого расцвета искусства в этой северной стране. Искусство Дании не слишком известно широкой публике за пределами страны, даже иной искусствовед редко вспомнит других представителей датской художественной культуры, кроме всемирно известного скульптора Бертеля Торвальдсена. Его произведения пользовались огромным успехом у современников, а великий итальянский скульптор Антонио Канова очень хвалил его статую Ясона. Памятники и изваяния по его эскизам можно встретить во всей Европе — от Ватикана до Варшавы и Люцерна, а его биография во многом созвучна судьбе многих русских мастеров начала XIX века — он отправился изучать античное искусство в Италию и остался там на целых 40 лет. Вообще художественные процессы, происходившие в Дании в XIX веке, во многом созвучны развитию искусства в России в этот период. Специалист по истории и культуре Северной Европы Мария Лавренченко предлагает познакомиться с живописью, архитектурой, скульптурой и музыкой золотого века Дании, а нам представляется, что это может послужить ключом к лучшему пониманию и отечественной культуры. Важно: билеты поступают в продажу в день лекции, за один час до начала.
Современная керамика в «Царицыне»
В музее-заповеднике «Царицыно» открылась выставка «Вокруг вазы», где представлены работы мастеров, активно работавших в 70–80-е годы XX века, а также современных авторов. Это первая экспозиция спецпроекта «Керамика в Царицыне», куратором которого выступила известный художник-керамист Татьяна Пунанс. На этот год запланировано еще три выставки, а также циклы «Бесед о керамике». Стоит напомнить, что до своего переименования в 1992 году «Царицыно» был Государственным музеем декоративно-прикладного искусства народов СССР, поэтому и сейчас музей располагает одним из лучших собраний советской керамики. Идея спецпроекта «Керамика в Царицыне» — познакомить зрителя не только с коллекцией музея, но и с современными произведениями (участники выставки отобраны на конкурсной основе) и предметами из частных собраний. Для настоящих поклонников искусства керамики будет организован клуб коллекционеров — его члены смогут посещать вернисажи выставок в «Царицыне» и мастерские художников, а также отправятся в туры по Сербии, Франции и Литве для знакомства с местной керамикой.
Графика и живопись Карла Гампельна
Живопись и графику Карла Гампельна, глухонемого художника пушкинской эпохи, можно увидеть сразу на двух площадках в Москве — на Пречистенке и на Красной площади. Двухчастный выставочный проект, состоящий из экспозиций в Музее А.С.Пушкина и Историческом музее, представляет творчество Карла Гампельна, живописца и акварелиста XIX века. Это первая монографическая выставка работ художника. О жизни Гампельна известно мало. Достоверно мы знаем, что он родился в 1794 году в Москве и от рождения был глухим. Это обстоятельство сам Гампельн неизменно подчеркивал в своих работах, подписывая их как Hampeln Sourd-muet или «Гампельнъ глухо-немой», а иногда и вовсе без фамилии, но всегда с указанием своей особенности. Он учился гравюрному делу в венской Академии изящных искусств, в 1817 году вернулся в Россию, преподавал в Петербурге в училище для глухонемых, а с 1827 года и до самой смерти (около 1880 года — точная дата неизвестна) жил и работал в Москве. На выставке в Музее Пушкина на Пречистенке можно увидеть рисунки, акварели и гравюры Гампельна, а также его живописные произведения. Пожалуй, самая обаятельная часть экспозиции в ГИМе — жанровые зарисовки и шаржи начала 1850-х, в которых художник изображает типы городских обывателей, московский быт, сценки из жизни помещиков и молодых офицеров. В субботу, 23 марта, в 19:00 куратор выставки Гампельна в Историческом музее Евгений Лукьянов проведет авторскую экскурсию по экспозиции, которая будет сопровождаться переводом на русский жестовый язык. А в воскресенье, 24 марта, работы Карла Гампельна в Музее Пушкина на Пречистенке можно будет посмотреть совершенно бесплатно. Равно как и сходить во все музеи, подведомственные столичному Департаменту культуры, — напоминаем, что вход в них каждое третье воскресенье месяца свободный.