18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Современное искусство добралось до Узбекистана

В Ташкенте открывается Центр современного искусства — первый и пока единственный в постсоветской республике

После распада СССР устройство суверенной жизни в бывших союзных республиках происходило очень по-разному, но почти везде в той или иной мере на вооружение брались элементы западной общественной модели. Один из таких элементов — центры современного искусства, созданные под эгидой государства. Успех подобного предприятия зависит от многих местных факторов, но искушение мало кого миновало. Сейчас о создании такого рода институции объявлено в столице Узбекистана.

Проект курирует Гаянэ Умерова, заместитель исполнительного директора Фонда развития культуры и искусства при Министерстве культуры Республики Узбекистан. По ее словам, перед организаторами стоит задача создать культурную институцию нового для этой страны типа. «Мы изначально ориентируемся на междисциплинарность, в рамках которой планируем объединить практики в области современного искусства, кино, образовательные инициативы, экспериментальные театральные постановки и современную хореографию с новыми для нас институциональными формами: лабораторией мультимедиа, арт-резиденцией и детскими воркшопами, которые заложат основу нашего ориентированного в будущее развития», — говорит она.

Во всем мире для показа современного искусства нередко используют старые постройки индустриального назначения, и в Ташкенте выбрали похожий сценарий. Здешний ЦСИ расположится в здании бывшей дизельной электростанции, которая была возведена в 1912 году по проекту архитектора Вильгельма Гейнцельмана и снабжала электричеством первую в городе трамвайную линию. До недавнего времени это пространство занимала местная энергетическая компания, а в 2018-м оно было передано в ведение Министерства культуры.

Реконструкция здания идет поэтапно, полное завершение всех работ намечено на 2020 год. Однако уже нынешней весной новый очаг культуры начинает функционировать. Премьерной станет персональная выставка режиссера и видеохудожника Саодат Исмаиловой «Световой холм» (13 апреля — 1 июня). За плечами у этого автора немалый опыт присутствия на международной арт-сцене. Исмаилова работает в Европе, но родину не забывает ни в творчестве (ее произведения часто базируются на национальных сюжетах и темах), ни в своей публичной стратегии. В частности, на 55-й Венецианской биеннале она была участницей павильона Центральной Азии, где представляла видеопоэму «Зухра».

Эта же работа будет показана на выставке в Ташкенте — наряду с другими произведениями художницы, созданными за последние пять лет. Все они так или иначе интерпретируют тюркскую мифологию и присущие ей архетипы. Куратором «Светового холма» выступает Андреа Лиссони, сотрудник лондонского музея Тейт Модерн, который полностью разделяет пиетет автора перед древней культурой региона. Кстати, сходными трактовками пронизан и спектакль «Сорок девушек» в постановке Саодат Исмаиловой, который обещают показать на сцене Государственного академического Большого театра Узбекистана им. Алишера Навои 16 и 17 апреля.

Памятуя о междисциплинарности и интерактивности, заявленных в качестве основы для деятельности нового центра, устроители выставки намерены сопроводить ее обширной сопутствующей программой. Она будет выдержана в духе сегодняшних стандартов: лекции, дискуссии, детские мастер-классы. Анонсирован и небольшой кинофестиваль, составленный из фильмов о современном искусстве. Из названия Garage Screen Film Festival нетрудно сделать вывод об участии в этой культурной программе московского музея «Гараж». Партнерские связи двух институций, скорее всего, будут иметь продолжение.

Материалы по теме:
Устойчивый мираж
Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
7
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+