18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Современное искусство добралось до Узбекистана

В Ташкенте открывается Центр современного искусства — первый и пока единственный в постсоветской республике

После распада СССР устройство суверенной жизни в бывших союзных республиках происходило очень по-разному, но почти везде в той или иной мере на вооружение брались элементы западной общественной модели. Один из таких элементов — центры современного искусства, созданные под эгидой государства. Успех подобного предприятия зависит от многих местных факторов, но искушение мало кого миновало. Сейчас о создании такого рода институции объявлено в столице Узбекистана.

Проект курирует Гаянэ Умерова, заместитель исполнительного директора Фонда развития культуры и искусства при Министерстве культуры Республики Узбекистан. По ее словам, перед организаторами стоит задача создать культурную институцию нового для этой страны типа. «Мы изначально ориентируемся на междисциплинарность, в рамках которой планируем объединить практики в области современного искусства, кино, образовательные инициативы, экспериментальные театральные постановки и современную хореографию с новыми для нас институциональными формами: лабораторией мультимедиа, арт-резиденцией и детскими воркшопами, которые заложат основу нашего ориентированного в будущее развития», — говорит она.

Во всем мире для показа современного искусства нередко используют старые постройки индустриального назначения, и в Ташкенте выбрали похожий сценарий. Здешний ЦСИ расположится в здании бывшей дизельной электростанции, которая была возведена в 1912 году по проекту архитектора Вильгельма Гейнцельмана и снабжала электричеством первую в городе трамвайную линию. До недавнего времени это пространство занимала местная энергетическая компания, а в 2018-м оно было передано в ведение Министерства культуры.

Реконструкция здания идет поэтапно, полное завершение всех работ намечено на 2020 год. Однако уже нынешней весной новый очаг культуры начинает функционировать. Премьерной станет персональная выставка режиссера и видеохудожника Саодат Исмаиловой «Световой холм» (13 апреля — 1 июня). За плечами у этого автора немалый опыт присутствия на международной арт-сцене. Исмаилова работает в Европе, но родину не забывает ни в творчестве (ее произведения часто базируются на национальных сюжетах и темах), ни в своей публичной стратегии. В частности, на 55-й Венецианской биеннале она была участницей павильона Центральной Азии, где представляла видеопоэму «Зухра».

Эта же работа будет показана на выставке в Ташкенте — наряду с другими произведениями художницы, созданными за последние пять лет. Все они так или иначе интерпретируют тюркскую мифологию и присущие ей архетипы. Куратором «Светового холма» выступает Андреа Лиссони, сотрудник лондонского музея Тейт Модерн, который полностью разделяет пиетет автора перед древней культурой региона. Кстати, сходными трактовками пронизан и спектакль «Сорок девушек» в постановке Саодат Исмаиловой, который обещают показать на сцене Государственного академического Большого театра Узбекистана им. Алишера Навои 16 и 17 апреля.

Памятуя о междисциплинарности и интерактивности, заявленных в качестве основы для деятельности нового центра, устроители выставки намерены сопроводить ее обширной сопутствующей программой. Она будет выдержана в духе сегодняшних стандартов: лекции, дискуссии, детские мастер-классы. Анонсирован и небольшой кинофестиваль, составленный из фильмов о современном искусстве. Из названия Garage Screen Film Festival нетрудно сделать вывод об участии в этой культурной программе московского музея «Гараж». Партнерские связи двух институций, скорее всего, будут иметь продолжение.

Материалы по теме:
Устойчивый мираж
Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
6
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
7
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+