Новая электронная платформа, предназначенная для продажи российского современного искусства, весной запустится в тестовом режиме. Маркетплейс ARTeex — часть проекта AQ Projects, в рамках которого поддерживается рейтинг 49Art. На нем будут представлены работы современных российских художников не старше 1961 года рождения (так называемое поколение Х и последующие, вплоть до «миллениалов»). Главная задача платформы — обеспечить встречу покупателя и продавца. Чтобы оказаться представленным на портале, художники должны входить в музейные коллекции (от Тейт Модерн до Третьяковской галереи), быть лауреатами национальных премий («Инновация», Премия Кандинского) или участниками ведущих выставок (Венецианская или Московская биеннале). Годится также проверка рынком (например, участие в торгах Sotheby’s или Vladey). Художники, которым недостанет баллов, начисляемых по всем этим позициям, могут быть выдвинуты силами (и средствами) своих галеристов. Достойными продаваться на маркетплейсе уже признаны Владимир Дубосарский и Александр Виноградов, Айдан Салахова, стрит-артист Паша 183 и лубочный Вася Ложкин. «Мы надеемся на самоокупаемость, — рассказал руководитель проекта ARTeex Александр Кузьменко. — Если работа будет продана, минуя посредников, площадка получит 10% от сделки». Но, скорее всего, рассчитывать надо на 1% — именно столько будет стоить снятие работы с площадки (что фактически означает ее продажу). Объявлять публично цену произведения не обязательно — но организаторам она должна быть известна. Всего на маркетплейсе будет не более 199 авторов. Первоначальный список вывесят на сайте ARTeex в мае, после чего организаторы будут ждать предложений о размещении работ. На полную загрузку платформа выйдет примерно через год.