18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Космическая одиссея сюрреалиста Роберто Матты в Эрмитаже

№72
Материал из газеты

Ретроспектива знаменитого мистика «Роберто Матта и четвертое измерение» открылась в Петербурге

Эрмитаж получил на выставку 94 работы Роберто Матты (1911–2002) из 24 частных собраний и двух фондов Великобритании, Израиля, Италии, Мексики, США, Франции и Швейцарии. И это первый российский показ работ Матты, мистика и сюрреалиста, чилийца по рождению и француза по паспорту. 

Матта настаивал на том, что родился 11.11.11 — 11 ноября 1911 года, хотя, по другой версии, это событие произошло годом позже. После получения в Сантьяго диплома архитектора Матта уехал в Париж, работал в мастерской  Ле Корбюзье. Во Франции он познакомился с Пабло Нерудой, в Испании — с Сальвадором Дали и Федерико Гарсиа Лоркой, которые порекомендовали его идеологу сюрреализма Андре Бретону. Тот в 1938 году включает картины Матты в состав своей легендарной выставки сюрреалистов. 

В ранний период художник создавал «желатиновые» пейзажи и космические пространства, наполненные жуткими органическими формами неестественных флуоресцентных цветов. Позже Марсель Дюшан заметил, что Матта открыл для художников космос. А Бретон говорил, что он «особенным образом выражает необходимость наглядного отображения четырехмерной вселенной».

С началом Второй мировой Матта вместе с Дюшаном и Бретоном перебрался в США. Там художник развил придуманное Бретоном понятие les grands transparents — невидимых сущностей, окружающих людей, создавал пятиметровые полотна («ландшафты сознания»). Студия Матты в Гринвич-Виллидже в Нью-Йорке стала местом встреч адептов абстрактного экспрессионизма — Аршила Горки, Джексона Поллока, Марка Ротко, Роберта Мазеруэлла. Самоубийство Горки нередко списывают на Матту, но и помимо ухода жены к коллеге-художнику у Горки было много причин свести счеты с жизнью. 
Однако в США Матта не прижился. После войны вернулся в Европу, но и там ему не удалось конвертировать свои достижения в массмедийную славу. Впрочем, Десмонд Моррис в недавно вышедшей на русском книге «Сюрреалисты в жизни» приводит такие слова художника: «Я интересуюсь только неизвестным, и я работаю только для того, чтобы удивить самого себя». Матта умер в Италии. В некрологе в The New York Times была приведена другая его цитата: «Истинное искусство — это воображение, нечто беспристрастное, необходимое каждому, потому что порождает такой вид энергии, который не может превратиться в насилие». 

Откуда взялось «четвертое измерение»? По словам Дмитрия Озеркова, сокуратора выставки, в конце ­1930-х Матта обсуждал в Лондоне с Томасом Элиотом и Олдосом Хаксли идеи русского мистика Петра Успенского (1878–1947), который выступал там с лекциями. В трактатах Tertium Organum и «Четвертое измерение» Успенский описывает пространство четырех измерений как бесконечное и многосложное повторение во времени нашего трехмерного пространства. В этом пространстве «должны соприкасаться... различные, даже очень отдаленные точки нашего пространства и времени», а предмет «должен быть виден не только со всех сторон, но и до и после». Искусство — «вне логики, вне трехмерной сферы». Согласно Успенскому, «оно сближает человека с таинственным миром четырех измерений». 

Дмитрий Озерков усматривает общность творчества Матты, основанного на теориях Успенского, с произведениями Павла Филонова и Павла Челищева. Но мейнстрим искусства ХХ века предпочел чистую абстракцию.  

Государственный Эрмитаж
Роберто Матта и четвертое измерение
10 апреля – 30 июня

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+