В прошлом году наш обзор, посвященный рейтингу популярности отечественных музеев, назывался «И вновь продолжается бум». Для нынешнего обзора заголовок впору было оставить таким же или даже его усилить — «Бум превосходит самые смелые ожидания». Если за 2017 год общее число музейных посетителей в стране составило 125 млн, то в 2018-м, по данным Министерства культуры РФ, их насчитывалось уже свыше 154 млн. Рост происходил преимущественно за счет регионов, хотя в Москве и Санкт-Петербурге посещаемость тоже повысилась, пусть не везде радикально. Доля Москвы в общероссийской статистике традиционно велика (столичный департамент культуры сообщает о 23 млн посетителей городских музеев за 2018 год), однако сейчас нельзя говорить о какой-то драматичной диспропорции между центром и остальными регионами страны.
Напрашивается вывод, что перед нами следствие все того же тренда на развитие внутреннего туризма, который актуален уже не первый год. Нельзя также сбрасывать со счетов и «пиковую нагрузку», выпавшую на период проведения в России чемпионата мира по футболу. Помимо столиц, туристическое нашествие прошлым летом пережили еще девять городов в европейской части страны, что не могло не сказаться на посещаемости региональных учреждений культуры: у любого заезжего болельщика всегда найдутся еще какие-нибудь интересы, помимо спортивных состязаний.
Свою лепту в статистику вносят и дни бесплатного посещения, которых за год набирается немало, включая популярные акции вроде «Дней культурного наследия», «Ночи в музее» или «Библионочи». Более того, эта практика постепенно расширяется. Например, в Москве в минувшем апреле впервые была опробована акция под названием «Музейная неделя», которую обещают сделать регулярной. Возможностей для бесплатного входа в культурные институции становится все больше, и публика ими охотно пользуется.
Впрочем, никакой самотек, хоть ситуативно-ажиотажный, хоть равномерно распределенный по календарю, не даст устойчивого прироста посещаемости, если музейщики будут просто сидеть на вверенных им фондах и следить лишь за соблюдением исконного распорядка. Энтузиазм потенциальной аудитории может нарастать по многим причинам, включая глобальные тренды, но канализируется он, как правило, в обстоятельствах «здесь и сейчас». Чем богаче и доступнее выбор сценариев для культурного досуга, тем разборчивее и даже капризнее становится «потребитель». В больших городах, тем более в мегаполисах, музеи конкурируют между собой — но одновременно еще и со всем спектром предлагаемых здесь развлечений. Отсюда почти повсеместное уже разнообразие форм и методов работы, берущихся на вооружение, а также гибкость и изобретательность в вопросах пиара. Сегодняшний посетитель приходит в музей не только для знакомства с постоянной экспозицией или нашумевшей временной выставкой, но и на лекцию, мастер-класс, презентацию книги, кинопоказ или детский квест.
«Такие высокие показатели — зримый результат модернизации музейного дела, которая ведется с 2012 года и заключается в превращении музеев из хранилищ артефактов в культурно-просветительские интерактивные пространства», — констатирует директор департамента музеев Министерства культуры России Владислав Кононов. Это учтено и в нынешнем рейтинге The Art Newspaper Russia: публикуемая статистика по музеям в целом включает в себя участников образовательных и прочих сопутствующих программ.
Рейтинг наиболее посещаемых художественных музеев Москвы и Санкт-Петербурга традиционно самый стабильный. Большая тройка — Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея — и в 2018 году осталась большой тройкой, сохранив свои места. За год в этих трех музеях побывало почти 10 млн человек (4 374 600, 2 192 200 и 2 168 800). Успехом года можно назвать показатели Мультимедиа Арт Музея, Москва, поднявшегося с восьмого места на четвертое (1 974 400). Существенный прирост числа посетителей зафиксирован в Еврейском музее и центре толерантности, а также в Государственном музее искусства народов Востока: эти институции поднялись в чарте на четыре и пять строчек соответственно.
В рейтинге самых посещаемых парковых комплексов, кремлей и других «музеев с территорией» произошли небольшие перестановки в связи с тем, что мы перенесли музеи военно-патриотической тематики в другую таблицу — тематических музеев, включающих естественно-научные, технические, музыкальные и театральные. Кроме того, сам рейтинг «музеев с территорией» вырос с 20 до 25 участников. Возглавил его Государственный музей-заповедник «Петергоф» с 5,714 млн посетителей, что на 400 с лишним тысяч человек больше, чем годом ранее. По 100–200 тыс. посетителей прибавили и многие другие фигуранты этого рейтинга.
В рейтинге краеведческих и культурно-исторических музеев первую строку занимает Национальный музей Республики Татарстан. Казань вполне может претендовать на звание третьей культурной столицы России. И 652 200 посетителей за год — очень хорошая и по московским, и по питерским меркам посещаемость.
В рейтинге литературных и мемориальных музеев есть своя большая тройка. Это два пушкинских музея (в Михайловском и в Санкт-Петербурге с городом Пушкин, 455 900 и 405 400 человек) и один есенинский (в Константинове, 405 900). В 2018 году на первую строчку рейтинга вышел музей в Михайловском. А наибольшего прогресса за год добился Государственный музей-усадьба «Остафьево» — «Русский Парнас», поднявшийся с восьмого места на четвертое за счет полуторакратного увеличения потока посетителей (до 381 200 человек).
Музей «Новый Иерусалим» ныне, после передачи архитектурных памятников Воскресенскому Новоиерусалимскому монастырю, перестал быть «музеем с территорией», поэтому мы приняли решение перенести Музейно-выставочный комплекс Московской области «Новый Иерусалим» в рейтинг региональных художественных музеев, где он немедленно оказался на первом месте (373 400 человек). И это неудивительно: музей близко от Москвы, и популярность монастыря явно помогает и ему. Прошлогодний лидер, Музейный центр «Площадь Мира» в Красноярске, опустился на вторую строчку таблицы.
В нашем новом рейтинге тематических музеев, которые нельзя отнести ни к художественным, ни к литературным, ни к историко-краеведческим, первые две позиции заняли военно-патриотические музеи в Волгограде и Севастополе с семизначным числом посетителей у каждого (2 721 600 и 1 161 800 человек). Близко к миллиону подошли также Центральный музей Великой Отечественной войны 1941–1945 годов (Музей Победы) в Москве и Центральный военно-морской музей в Санкт-Петербурге. Впрочем, в топ-10 оказались и естественно-научные музеи — Дарвиновский в Москве и Кунсткамера в Петербурге (615 400 и 594 300 посетителей).
При ранжировании популярности выставок мы традиционно ограничиваем участие каждого музея тремя позициями (для столичного рейтинга) или одной позицией (для регионального). На показатели посещаемости сильно влияют такие факторы, как цена и наличие или отсутствие общего билета, дающего право посетить выставку вместе с основной экспозицией. Причем вопрос бесплатного входа и комбинированных билетов касается только столиц. На самые популярные художественные выставки в регионах можно было попасть, лишь купив отдельный билет. Рейтинг этих выставок возглавила экспозиция в самом посещаемом региональном художественном музее — «Стиль Фаберже. Превосходство вне времени» в МВК «Новый Иерусалим» (718 ч/д).
А рейтинг столичных выставок возглавил бесплатный блокбастер «Сокровища музеев России», состоявшийся в рамках XVII церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь — ко Дню народного единства» (11 186 ч/д). Три самые популярные выставки в Эрмитаже, занявшие строчки со второй по четвертую, можно было посетить как по отдельному, так и по общему билету. И здесь невозможно отличить тех, кто просто пришел в музей, от тех, кто шел именно на выставку. В том числе по общему билету была доступна единственная в рейтинге выставка с числом посетителей более 1 млн — «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции в Эрмитаже». Но тут ее популярность подкрепляется и огромным успехом в Москве, в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.
Если же брать в расчет только те показы, куда можно было попасть исключительно по отдельному билету, то главной в 2018 году следует назвать «Viva la vida. Фрида Кало и Диего Ривера», организованную петербургским Музеем Фаберже и показанную в зале Музейно-выставочного объединения «Манеж» в Москве, хотя в рейтинге она занимает лишь пятую строчку (5489 ч/д). Раскрученность фигуры Фриды Кало, качественные сувениры и остроумный маркетинг с элементами карнавала — все это сработало, и выставка частного музея ухитрилась обогнать по популярности самые громкие хиты музеев государственных: и «Василия Верещагина» в Третьяковке (2809 ч/д), и «Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо» в ГМИИ (2660 ч/д).
Количество прошлогодних музейных посещений значительно превысило численность всего населения Российской Федерации (по оценке Росстата, на 1 января 2019 года нас насчитывалось 146 781 095 человек). Однако это лишь риторическое сопоставление двух чисел. Даже если умозрительно вынести за скобки иностранных подданных, чья доля в общем потоке доподлинно не известна, то все равно понятно: речь не идет о тотальном паломничестве в музеи всех наших сограждан — поголовно, от мала до велика. Всегда были и будут разные категории населения, которые требуют выявления и описания. Кто-то бывает в музеях часто, кто-то — от силы пару раз за год, а кто-то вообще никогда. Разумная дифференциация подходов позволяет работать со всеми этими категориями — даже с последней, как ни парадоксально. Так что потенциал роста никакими уже достигнутыми рекордными показателями не исчерпывается. В то же время количественный рост аудитории не всегда коррелирует с качеством музейных событий. Но их оценка не является задачей нашего рейтинга.
Методология
• • •
Благодарим Министерство культуры РФ за доступ к АИС «Статистика», данные которой использовались при составлении рейтинга посещаемости музеев.
• • •
Российские рейтинги самых посещаемых выставок основаны на цифрах, предоставленных музеями и выставочными залами по запросу нашей газеты.
• • •
При составлении рейтинга самых посещаемых выставок — 2018 мы учитывали и те, что завершились в начале 2019 года. Топ выставок выстраивался по числу посетителей в день, а не по абсолютной посещаемости.
Источник: сведения музеев.
Рейтинг подготовили: Алексей Алексеев, Роман Бар, Татьяна Маркина, Дмитрий Смолев, Азиза Тахирова, Светлана Янкина