18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Рейтинг музеев – 2019: все как было, только гораздо лучше

№73
Материал из газеты

Наш традиционный рейтинг посещаемости российских музеев исследует и анализирует 2018 год. Он стал рекордным: российские музеи навестило более 154 млн человек, что превышает официальную численность населения нашей страны

В прошлом году наш обзор, посвященный рейтингу популярности оте­чественных музеев, назывался «И вновь продолжается бум». Для нынешнего обзора заголовок впору было оставить таким же или даже его усилить — «Бум превосходит самые смелые ожидания». Если за 2017 год общее число музейных посетителей в стране составило 125 млн, то в 2018-м, по данным Министерства культуры РФ, их насчитывалось уже свыше 154 млн. Рост происходил преимущественно за счет регионов, хотя в Москве и Санкт-Петербурге посещаемость тоже повысилась, пусть не везде радикально. Доля Москвы в общероссийской статистике традиционно велика (столичный департамент культуры сообщает о 23 млн посетителей городских музеев за 2018 год), однако сейчас нельзя говорить о какой-то драматичной диспропорции между центром и остальными регионами страны.

Напрашивается вывод, что перед нами следствие все того же тренда на развитие внутреннего туризма, который актуален уже не первый год. Нельзя также сбрасывать со счетов и «пиковую нагрузку», выпавшую на период проведения в России чемпионата мира по футболу. Помимо столиц, туристическое нашествие прошлым летом пережили еще девять городов в европейской части страны, что не могло не сказаться на посещаемости региональных учреждений культуры: у любого заезжего болельщика всегда найдутся еще какие-нибудь интересы, помимо спортивных состязаний.

Свою лепту в статистику вносят и дни бесплатного посещения, которых за год набирается немало, включая популярные акции вроде «Дней культурного наследия», «Ночи в музее» или «Библионочи». Более того, эта практика постепенно расширяется. Например, в Москве в минувшем апреле впервые была опробована акция под названием «Музейная неделя», которую обещают сделать регулярной. Возможностей для бесплатного входа в культурные институции становится все больше, и публика ими охотно пользуется.

Впрочем, никакой самотек, хоть ситуативно-ажиотажный, хоть равномерно распределенный по календарю, не даст устойчивого прироста посещаемости, если музейщики будут просто сидеть на вверенных им фондах и следить лишь за соблюдением исконного распорядка. Энтузиазм потенциальной аудитории может нарастать по многим причинам, включая глобальные тренды, но канализируется он, как правило, в обстоятельствах «здесь и сейчас». Чем богаче и доступнее выбор сценариев для культурного досуга, тем разборчивее и даже капризнее становится «потребитель». В больших городах, тем более в мегаполисах, музеи конкурируют между собой — но одновременно еще и со всем спектром предлагаемых здесь развлечений. Отсюда почти повсеместное уже разнообразие форм и методов работы, берущихся на вооружение, а также гибкость и изобретательность в вопросах пиара. Сегодняшний посетитель приходит в музей не только для знакомства с постоянной экспозицией или нашумевшей временной выставкой, но и на лекцию, мастер-класс, презентацию книги, кинопоказ или детский квест.

«Такие высокие показатели — зримый результат модернизации музейного дела, которая ведется с 2012 года и заключается в превращении музеев из хранилищ артефактов в культурно-просветительские интерактивные пространства», — констатирует директор департамента музеев Министерства культуры России Владислав Кононов. Это учтено и в нынешнем рейтинге The Art Newspaper Russia: публикуемая статистика по музеям в целом включает в себя участников образовательных и прочих сопутствующих программ.

Колода тасуется, но не слишком причудливо

Рейтинг наиболее посещаемых художественных музеев Москвы и Санкт-Петербурга традиционно самый стабильный. Большая тройка — Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Государственная Третьяковская галерея — и в 2018 году осталась большой тройкой, сохранив свои места. За год в этих трех музеях побывало почти 10 млн человек (4 374 600, 2 192 200 и 2 168 800). Успехом года можно назвать показатели Мультимедиа Арт Музея, Москва, поднявшегося с восьмого места на четвертое (1 974 400). Существенный прирост числа посетителей зафиксирован в Еврейском музее и центре толерантности, а также в Государственном музее искусства народов Востока: эти институции поднялись в чарте на четыре и пять строчек соответственно.

В рейтинге самых посещаемых парковых комплексов, кремлей и других «музеев с территорией» произошли небольшие перестановки в связи с тем, что мы перенесли музеи военно-патриотической тематики в другую таблицу — тематических музеев, включающих естественно-научные, технические, музыкальные и театральные. Кроме того, сам рейтинг «музеев с территорией» вырос с 20 до 25 участников. Возглавил его Государственный музей-заповедник «Петергоф» с 5,714 млн посетителей, что на 400 с лишним тысяч человек больше, чем годом ранее. По 100–200 тыс. посетителей прибавили и многие другие фигуранты этого рейтинга.

В рейтинге краеведческих и культурно-исторических музеев первую строку занимает Национальный музей Республики Татарстан. Казань вполне может претендовать на звание третьей культурной столицы России. И 652 200 посетителей за год — очень хорошая и по московским, и по питерским меркам посещаемость.

В рейтинге литературных и мемориальных музеев есть своя большая тройка. Это два пушкинских музея (в Михайловском и в Санкт-Петербурге с городом Пушкин, 455 900 и 405 400 человек) и один есенинский (в Константинове, 405 900). В 2018 году на первую строчку рейтинга вышел музей в Михайловском. А наибольшего прогресса за год добился Государственный музей-усадьба «Остафьево» — «Русский Парнас», поднявшийся с восьмого места на четвертое за счет полуторакратного увеличения потока посетителей (до 381 200 человек).

Музей «Новый Иерусалим» ныне, после передачи архитектурных памятников Воскресенскому Новоиерусалимскому монастырю, перестал быть «музеем с территорией», поэтому мы приняли решение перенести Музейно-выставочный комплекс Московской области «Новый Иерусалим» в рейтинг региональных художественных музеев, где он немедленно оказался на первом месте (373 400 человек). И это неудивительно: музей близко от Москвы, и популярность монастыря явно помогает и ему. Прошлогодний лидер, Музейный центр «Площадь Мира» в Красноярске, опустился на вторую строчку таблицы.

В нашем новом рейтинге тематических музеев, которые нельзя отнести ни к художественным, ни к литературным, ни к историко-краеведческим, первые две позиции заняли военно-патриотические музеи в Волгограде и Севастополе с семизначным числом посетителей у каждого (2 721 600 и 1 161 800 человек). Близко к миллиону подошли также Центральный музей Великой Отечественной войны 1941–1945 годов (Музей Победы) в Москве и Центральный военно-морской музей в Санкт-Петербурге. Впрочем, в топ-10 оказались и естественно-научные музеи — Дарвиновский в Москве и Кунсткамера в Петербурге (615 400 и 594 300 посетителей).

Импорт в соревновании с импортозамещением

При ранжировании популярности выставок мы традиционно ограничиваем участие каждого музея тремя позициями (для столичного рейтинга) или одной позицией (для регионального). На показатели посещаемости сильно влияют такие факторы, как цена и наличие или отсутствие общего билета, дающего право посетить выставку вместе с основной экспозицией. Причем вопрос бесплатного входа и комбинированных билетов касается только столиц. На самые популярные художественные выставки в регионах можно было попасть, лишь купив отдельный билет. Рейтинг этих выставок возглавила экспозиция в самом посещаемом региональном художественном музее — «Стиль Фаберже. Превосходство вне времени» в МВК «Новый Иерусалим» (718 ч/д).

А рейтинг столичных выставок возглавил бесплатный блокбастер «Сокровища музеев России», состоявшийся в рамках XVII церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь — ко Дню народного единства» (11 186 ч/д). Три самые популярные выставки в Эрмитаже, занявшие строчки со второй по четвертую, можно было посетить как по отдельному, так и по общему билету. И здесь невозможно отличить тех, кто просто пришел в музей, от тех, кто шел именно на выставку. В том числе по общему билету была доступна единственная в рейтинге выставка с числом посетителей более 1 млн — «Эпоха Рембрандта и Вермеера. Шедевры Лейденской коллекции в Эрмитаже». Но тут ее популярность подкрепляется и огромным успехом в Москве, в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.

Если же брать в расчет только те показы, куда можно было попасть исключительно по отдельному билету, то главной в 2018 году следует назвать «Viva la vida. Фрида Кало и Диего Ривера», организованную петербургским Музеем Фаберже и показанную в зале Музейно-выставочного объединения «Манеж» в Москве, хотя в рейтинге она занимает лишь пятую строчку (5489 ч/д). Раскрученность фигуры Фриды Кало, качественные сувениры и остроумный маркетинг с элементами карнавала — все это сработало, и выставка частного музея ухитрилась обогнать по популярности самые громкие хиты музеев государственных: и «Василия Верещагина» в Третьяковке (2809 ч/д), и «Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо» в ГМИИ (2660 ч/д). 

Куда дальше?

Количество прошлогодних музейных посещений значительно превысило численность всего населения Российской Федерации (по оценке Росстата, на 1 января 2019 года нас насчитывалось 146 781 095 человек). Однако это лишь риторическое сопоставление двух чисел. Даже если умозрительно вынести за скобки иностранных подданных, чья доля в общем потоке доподлинно не известна, то все равно понятно: речь не идет о тотальном паломничестве в музеи всех наших сограждан — поголовно, от мала до велика. Всегда были и будут разные категории населения, которые требуют выявления и описания. Кто-то бывает в музеях часто, кто-то — от силы пару раз за год, а кто-то вообще никогда. Разумная дифференциация подходов позволяет работать со всеми этими категориями — даже с последней, как ни парадоксально. Так что потенциал роста никакими уже достигнутыми рекордными показателями не исчерпывается. В то же время количественный рост аудитории не всегда коррелирует с качеством музейных событий. Но их оценка не является задачей нашего рейтинга.

Методология
• • • 
Благодарим Министерство культуры РФ за доступ к АИС «Статистика», данные которой использовались при составлении рейтинга посещаемости музеев.
• • • 
Российские рейтинги самых посещаемых выставок основаны на цифрах, предоставленных музеями и выставочными залами по запросу нашей газеты.
 • • • 
При составлении рейтинга самых посещаемых выставок — 2018 мы учитывали и те, что завершились в начале 2019 года. Топ выставок выстраивался по числу посетителей в день, а не по абсолютной посещаемости.  

Самые посещаемые выставки Москвы и Санкт-Петербурга. Топ-50

* Бесплатный вход на выставку.
** Вход на выставку по общему билету в музей.
*** Вход на выставку по общему и по отдельному билету (для Государственного Эрмитажа — вечернее время с 11 декабря 2018 по 9 марта 2019).
**** Организатор — Музей Фаберже.
***** Организатор — ГМП «Исаакиевский собор».

Источник: сведения музеев.

Самые посещаемые художественные выставки в регионах. Топ-10

* Вход на выставку по общему и по отдельному билету.
** Вход на выставку по общему билету.
В рейтинге каждая площадка представлена не более чем одной экспозицией.

Источник: сведения музеев.

Рейтинг подготовили: Алексей Алексеев, Роман Бар, Татьяна Маркина, Дмитрий Смолев, Азиза Тахирова, Светлана Янкина

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+